Мы никогда не будем собой, пока у нас есть предубеждения, пока мы пытаемся судить. Мы все - зеркала друг для друга. Мы видим другого обратно тому, каким видим себя, и потому не имеем права его судить. Мы можем описывать, но не судить. Ка-кая разница между описанием и суждением? Описывать - значит наблюдать, судить - значит рассуждать о том, каковы вещи и какими они должны быть. Если я вижу толстяка и говорю: "В нем килограммов 90", - я пытаюсь его описать. Если же я говорю:
"Этому человеку обязательно надо похудеть. Наверняка, из-за своей жадности он слишком много ест", - я пытаюсь судить. Откуда я знаю, почему он толстый? Возможно, у него неправильный обмен веществ.
Мы должны описывать на основе собственных высоких стандартов. Но мы не в силах описать то, что скрывается внутри нас. Пока не появится кто-то извне, мы не можем себя описать. Как надо описывать? Смотреть, сравнивать. Верно отмечать, какую стадию проходит человек в данный момент и почему. Пытаться выяснить причины, по которым описание возможно. Но заявить, что человек глуп - значит судить, а на это мы не имеем права. Чтобы судить верно, мы должны знать о конкретном человеке все - его наследственность, окружение, влияния, которым он подвергался с момента своего зачатия. Мы должны все это знать, чтобы сравнить его поведение с его возможностями. Даже Бог не судит людей, пока они пребывают в этом мире.
Что-то в словах собеседника может показаться нам недобрым, но нам не известны ни намерения, с которыми он их произнес, ни воздействия, оказанного ими на того, в адрес кого они были произнесены. Если бы эти слова сказали мы, они могли бы оказать негативное воздействие и на нас самих, и на человека, которому они были обращены. Но мы не способны судить о том, является ли то или иное явление негативным для других. Мы видим, что кто-то беспокоится, и не можем понять, почему его беспокоят вещи, к которым мы относимся совершенно спокойно. Мы не в силах судить. Единственное, что мы в силах, это помочь ему найти силы, которые выведут его из этого положения, повернут беспокойную для него ситуацию таким образом, что он найдет из нее выход. Не судите, и не судимы будете. Можно только уважать людей, очищать себя и позволять проявляться своим истинным чувствам.
Если бы мы были мудрыми, мы не стали бы судить и себя. Мы не способны судить, поскольку являемся незавершенными. Только целостное существо способно вершить суд. Зато мы можем описывать, можем измерять, можем, используя описания и измерения, сравнивать, познавать, противопоставлять, сопоставлять.
Какой мерой следует измерять? Для этого не годится ничто жесткое и внешнее. Измерять можно только посредством духа. Мы должны измерять, используя для этого чувства, то, что находится внутри нас. Мы должны увидеть в себе Божественный инструмент, предназначенный помогать другим. Поговорив с людьми, мы быстро поймем, насколько мало знают и они, и мы. Мы постоянно должны учиться, приобретать новые знания.
Наша работа состоит в том, чтобы пробудиться и оказать достаточно внимания тому, с кем мы беседуем