Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Жестокость или милосердие?  (Прочитано 1891 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

отшельник

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 83
  • Reputation Power: 0
  • отшельник has no influence.
    • Просмотр профиля
Жестокость или милосердие?
« Ответ #6 : 23 дХТаРЫп 2006, 12:30:49 »
А что такое жестокость...и что такое милосердие? А то тут столько примеров и в тему и не в тему...говорим о предмете которому не дали определения... :roll:

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Жестокость или милосердие?
« Ответ #5 : 23 дХТаРЫп 2006, 03:49:33 »
Цитата: "Мер-Рех"
«Если тебя ударили по щеке, подставь другую щеку». Не означает ли это проверку на благородство и шанс для обидчика остановиться? Ведь благородный человек не ударит того, кто не сопротивляется. Не следует ли при этом помнить, что если тебя ударили и по ВТОРОЙ щеке, то ТРЕТЬЕЙ щеки у тебя нет? :-)


Кажется, история говорит не о том, что надо, подавив инстинкт самосохранения, без необходимости подставлять свою голову под удары. И устраивать проверки на вшивость ценой собственного здоровья тоже ни к чему.

Дело в том, что поступки Баязида и его отношение к другим людям не зависят от случая. Хорошей иллюстрацией может послужить другая история:

Али в битве

Научись у Али, как сражаться
без участия самости.
Лев Господень не совершал ничего,
что не зачиналось бы
глубоко в его сердцевине.

Однажды в битве он взял верх над неким воином
и выхватил свою саблю. Человек,
беспомощно лежавший на земле, плюнул
Али в лицо. Али бросил саблю,
смягчился и помог человеку подняться на ноги.

"Почему ты пощадил меня?
Как могла молния втянуться обратно
в тучу? Ответь, владыка мой,
чтобы душа могла расшевелиться
во мне, словно зародыш".

Али молчал, но наконец ответил:
"Я Лев Господень, а не лев страстей.
Мой владыка - солнце. У меня нет иных стремлений,
кроме как к Одному.
Когда налетает ветер личностной реакции,
я не следую за ним.

Многие ветры наполнены злобой,
похотью и своекорыстием. Они сдувают мусор,
но крепкая гора нашей подлинной природы
остается, где была всегда.

Сейчас нет ничего,
кроме божественных свойств.
Войди через эту раскрытость в меня.

Твоя дерзость была лучше любого почтения,
потому что в этот момент я это ты, а ты это я.
Я даю тебе это открытое сердце как Бог раздает дары:
яд твоего плевка
стал медом дружбы.

Джалал ад-дин Руми "Сокровища вспоминания"


И еще одна история:

Давным-давно, во времена, когда суфийский форум был еще маленьким, а сетевой журнал "Суфий" только начинал свое существование, один молодой дервиш написал в журнал стишок. Шейх прочитал и опубликовал в ответ стихотворение Вяч.Иванова. Стихотворения были немного похожи и дервиш решил, что шейх хочет упрекнуть его в плагиате.

Когда шейх вышел в чат, молодой человек, вне себя от злости, испохабил и напечатал свое стихотворение. А когда шейх спросил, что это с ним, дерзко ответил: "Это я, чтобы на Иванова было непохоже!"

"Оно стало непохоже на Иванова, когда ты поставил ударение на И в слове сироты" - спокойно ответил шейх.

Спокойная реакция и ровное доброжелательное отношение шейха успокоили дервиша и заставили устыдиться своего поведения.

отшельник

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 83
  • Reputation Power: 0
  • отшельник has no influence.
    • Просмотр профиля
Жестокость или милосердие?
« Ответ #4 : 20 дХТаРЫп 2006, 15:37:21 »
Цитата: "ket"
Думаю, всегда важна мотивация - почему человек поступает милосердно, или не милосердно.


Мотивация нужна только лишь для одного, для объяснения ситуации, для объяснения того или иного поступка...объяснить - это значит как минимум уменьшить боль связанную с поступком, акт милосердия никто не объясняет и не ищет в этом мотивации...
мотивацию ищут для снятия боли.

Цитировать
Если акт милосердия, делается для того, чтоб другой человек смог научиться чему-то по живому  примеру, то, наверно, это может привести к положительным результатам.


Это скорее показуха... :twisted: если милосердием занимаюца для примера, это уже фальшивое мелосердие...

Цитировать
Важно всегда иметь один устойчивый центр, примерно то, что Вы назвали "чувством Дао"

И думаю, у Баязида это чувство было, и он знал что делал )


Если вы так думаете, значит и у вас есть это чувство и вы знаете что делаете... :lol:

Рендалл

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 72
  • Reputation Power: 0
  • Рендалл has no influence.
    • Просмотр профиля
Жестокость или милосердие?
« Ответ #3 : 20 дХТаРЫп 2006, 03:42:18 »
Иногда нужно быть жестоким, чтобы быть имлосердным. И никогда не ждать награды за милосердие.
Я проснулся от тишины

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
Жестокость или милосердие?
« Ответ #2 : 19 дХТаРЫп 2006, 19:55:02 »
Думаю, всегда важна мотивация - почему человек поступает милосердно, или не милосердно.
Если акт милосердия, делается для того, чтоб другой человек смог научиться чему-то по живому  примеру, то, наверно, это может привести к положительным результатам. Но, таких же положительных результатов, можно достичь и при помощи наказания. На мой взгляд, очень важно, какова мотивация у человека, выбирающего наказать, или простить.
Наверно, не существует одного неизменного рецепта, если мы можем правильно ориентироваться в ситуации, мы сможем увидеть и исполнить то, что более действенно в конкретном случае.
На личном опыте, я  не раз убеждалась, что однозначных ситуаций и поступков не существует.
Важно всегда иметь один устойчивый центр, примерно то, что Вы назвали "чувством Дао"

И думаю, у Баязида это чувство было, и он знал что делал )
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Жестокость или милосердие?
« Ответ #1 : 19 дХТаРЫп 2006, 12:41:10 »
В статье уважаемого Нурбахша «Суфизм Баязида» встретил следующий сюжет:

«Как-то ночью Баязид проходил по кладбищу в Бастаме и заметил юношу благородного происхождения, игравшего на лютне. Увидев его, Баязид воскликнул:
- Нет силы и власти в мире, кроме как у Бога!
Юноша, решив, что Баязид выказал недовольство тем, что тот играет на кладбище, ударил его лютней по голове. Пострадали и голова, и лютня.
Вернувшись к себе домой, Баязид вызвал одного из своих учеников, дал ему денег и сладостей, и велел сходить в дом юноши и передать ему следующее:
- Баязид просит у тебя прощения за то, что произошло прошлой ночью, и хотел бы, чтобы ты воспользовался этими деньгами для покупки новой лютни. А эти сладости - чтобы загладить в твоем сердце горечь от потери старой лютни.
Услышав это, юноша осознал, что он натворил, и пошел к Баязиду с извинениями. Ответить на акт агрессии добротой - значит пойти против собственного «я». Наше «я» жаждет мести или, по крайней мере, какой-то компенсации, когда кто-то плохо обошелся с нами. Но для Баязида искать такого рода компенсации - всё равно, что играть на руку собственному «я», что может еще больше отдалить от Бога…»

Для мудрого Баязида эта история не была сложным испытанием. Но для неискушенного юноши она могла закончиться иначе. Вообразив, что трусливый Баязид его испугался, юноша сделался грубым и заносчивым. На следующее утро он купил новую лютню и снова пришел на кладбище. Как на грех, ни одного философа не оказалось поблизости, зато хоронили важного купца. Один из богатых родственников усопшего сделал юноше замечание. В ответ грозный юноша по привычке ударил его лютней и сел в тюрьму.

«Если тебя ударили по щеке, подставь другую щеку». Не означает ли это проверку на благородство и шанс для обидчика остановиться? Ведь благородный человек не ударит того, кто не сопротивляется. Не следует ли при этом помнить, что если тебя ударили и по ВТОРОЙ щеке, то ТРЕТЬЕЙ щеки у тебя нет? :-)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100