Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: В. Ходасевич о "Приглашении на казнь" Набокова  (Прочитано 1587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Mahatma Dandy

  • Гость
     Закрываю  глаза и вижу стайку  птиц. 

кажется, борхес сам себя уговаривает, что слепота - еще не конец и за его трагедией стоит Бог

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Борхес Хорхе Луис. Argumentum ornithologicum




     Перевод Б.Дубина

     Закрываю  глаза и вижу стайку  птиц.  Зрелище  длится  секунду, а то  и
меньше; сколько  их, я не заметил. Можно их сосчитать или нет? В этой задаче
-- вопрос о  бытии Бога. Если  Бог есть, сосчитать можно, ведь Ему известно,
сколько птиц я видел. Если Бога нет, сосчитать нельзя, поскольку сделать это
некому. В таком случае допустим, что птиц  меньше десяти и больше одной,  но
не  девять,  восемь,  семь, шесть,  пять,  четыре,  три, две. Иными словами,
искомое  число  --  между десяткой  и  единицей, но не  девятка,  восьмерка,
семерка, шестерка, пятерка и т. д. А такое целое число помыслить невозможно:
ergo, Бог есть.

Из сборника "Создатель".

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
В статье "О Сирине", написанной Ходасевичем в 1937 г., он пишет о романе Набокова "Приглашение на казнь":

 
Цитировать
В «Приглашении на казнь» нет реальной жизни, как нет и реальных персонажей, за исключением Цинцинната. Все прочее — только игра декораторов-эльфов, игра приемов и образов, заполняющих творческое сознание или, лучше сказать, творческий бред Цинцинната. С окончанием их игры повесть обрывается. Цинциннат не казнен и не не-казнен, потому что на протяжении всей повести мы видим его в воображаемом мире, где никакие реальные события невозможны. В заключительных строках двухмерный, намалеванный мир Цинцинната рушился, и по упавшим декорациям «Цинциннат пошел, — говорит Сирии, — среди пыли, и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему». Тут, конечно, представлено возвращение художника из творчества в действительность. Если угодно, в эту минуту казнь совершается...*


"Цинциннат не казнен и не не-казнен". Это напомнило мне "кота Шредингера" из мысленных экспериментов физиков, который не жив и не мертв, пока на него не посмотрит экспериментатор.

Человек находится в состоянии неопределенности, не жив и не мертв,   не холоден и не горяч, пока на него не упадет взгляд реальности.

---------------------
* Владислав Ходасевич. Избранная проза. N.Y.1982. C.205
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100