Гегелевская история о рабе-господине открывает раздел "Самосознание" в "Феноменологии духа" и представляет собой одну из наиболее часто упоминаемых и влиятельных в истории европейской мысли частей книги. Исходя из контекста главы, можно с увереностью сказать, что этот миф призван объяснить зарождение самосознания, но в силу различий в понимании последнего понятия, набралось очень много толкований - от экзистенциальных (Alexandre Kojève; G.Bataille- кто не читал, тот не может сказать что ему хоть что-то о себе известно) - до марксистских (Дьердь Лукач).
Итак: есть "нечто" с опытом утверждения себя себя как воли. Этот опыт приходит с подавлением противостояния косной предметности окружающего мира. И вот это, до сих пор одинокое "нечто", наталкивается на такое же "нечто". Здесь его действие самоутверждения через подавления иного, которое и составляет личность на этом этапе ее формирования, наталкивается на аналогичное противодействие - и схватка либо окончиться чьей-то смертью (негативная негация, которая не дает качественного изменения) - или кто-то подчинится - подчинится под страхом смерти, боясь потерять свое бытие. Устрашившийся стает рабом победителя. Раб есть постольку рабом господина, поскольку он оказался рабом своей природы, которая предопределила его образ действий в решающий момент борьбы. Господин же есть хозяином как раба, так и своей природы-жизни - ведь проявив решение рискнуть в схватке жизнью как ценою ради утверждения личности, он реально учредил в своем бытии другую иерархию ценностей, чем у раба, личность которого отныне - не для него самого, а для обслуживания нужд хозяина.
Раб работает, господин получает готовые продукты. Господин - возвисившаяся личность, раб - все так же часть природы.
А потом диалектический поворот. Чем больше господин пользуется продуктами раба, тем больше он становится зависим от природы (которую представляет раб), и его самость попадает в такое же подчинение от природы-бытия трудящегося раба, как во время оно личность последнего отступила перед "природным" страхом смерти. С другой стороны раб, обрабатывая косную предметность мира (напр. - шьет сапог) видит, как он может изменять природу в соответствии с своей какой-то идеей, не являющуюся частью окружающего мира. Так у него зарождается то само(сти)сознание, которое неотвратимо теряет господин.
ПРИМЕЧАНИЕ: всюду где здесь личность, у Гегеля стоит самость - личность у него появится только в древней Греции, а эта глава условно соотносима с доисторическим временем. Но поскольку вся "феноменология духа" есть история о формировании личности в гурджиевском смысле, то и была произведена, надеюсь разъясняющая, замена.