Поясните или проиллюстрируйте вашу мысль, если несложно. Какое отношение эти "стоянки" имеют к лучу творения?
Хотелось бы увидеть объяснение на каком-то конкретном примере.
Луч Творения (и сходные концепции присутствуют во многих духовных учениях) может быть понят как описание развертывания первоначального единства в мир множественности.
Соотношение множественности и единства - основная тема в любой сфере, как научной, так и духовной. Множества - основа нашего восприятия мира. Теория множеств - основа формального (логическо-математического) постижения.
* * *
Луч Творения проявляет себя и в области психологии. Человеку присущи разные уровни бытия. Они все присутствуют в нем потенциально, но не все активно проявлены. Духовный Путь помогают человеку открыть в себе непроявленные более высокие уровни бытия, это восхождение к высшему бытию, то есть единобытию. Более высоким уровням соответствуют специфические особенности восприятия, эмоционального опыта, своя "энергия", своеобразная работа интеллекта и т.п.
* * *
Пример.
Всякая схема (вроде тех, что приведены на картинках) весьма условна. Тем не менее, совсем без классификации трудно обойтись. В рамках суфийской традициии духовная работа начинается в нижнем уровне иерархии, это работа с
нафсом, с эго, с нашей психологической данностью.
Возьмем для наглядности две крайние точки иерархии в психологии суфизма. "Внизу" это
тауба, раскаяние, а "вверху" -
фана, исчезновение или растворение.
Раскаяние связано с более "грубыми материями"*, с миром множественности. Здесь учитывается множество правил ("законов"), нарушение которых запрещено. Присутствует дихотомия хорошего и плохого, правильного и неправильного, своих и чужих.
Фана подразумевает исчезновение различия между человеком и миром, это понятие из области единства, нет речи о противоположностях, правилах и противопоставлениях. Обычные логические принципы перестают работать, поскольку для интеллекта требуется различение субъекта и объекта, а в фана это различие стирается. Здесь действуют другие принципы и энергии. Единство проявлено максимально.
* * *
Вопрос, возникший у меня по ходу: где на этой шкале находится самовспоминание или какова его роль в этой связи?
Как мне видится, самовспоминание - "агент" более высоких уровней бытия, оно позволяет поддерживать психологическое единство. У психики все время есть искушение отождествления с частичным, а самовспоминание протводействует этой тенденции, даже когда психика пребывает внизу иерархии, в мире множественности, и увлечена обычными впечатлениями и переживаниями.
* * *
Детальное описание иерархии внутреннего бытия можно найти в книге Дж. Нурбахша "Психология суфизма", она есть в сети. (Основная структура иерархии: приказывающий нафс, порицающий нафс, или совесть, успокоенный нафс, сердце, дух, скрытое...)
http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htmНекоторое представление можно получить также из "Суфийской игры" на нашем сайте.
www.sufism.ru/sufi_game---------------------
* В раскаянии тоже возможны различные уровни. То, что я пишу, представляет собой некоторое упрощение.