(Перенос из Основного форума)
Принцип единобытия говорит о том, что существует только одна подлинная Реальность.
Монотеизм, вера в единого Бога, является одним из приложений этого принципа.
<Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня> (Коран, 21:25). Нет сущего, кроме Единого. Одно из ключевых понятий ислама - таухид . Это и единобожие, и единение с Богом, и принцип единства бытия. В суфизме эту концепцию наиболее плодотворно разрабатывал <великий шейх> Мухиаддин аль-Араби, и она известна под названием вахдат аль-вуджуд (единство и единственность бытия).
На принципиальное единство мира указывали уже первые греческие философы Фалес и Анаксимандр. Одним из самых ярких представителей мистики Единства было Плотин, для которого "Единое, принцип всех вещей, совершенно просто".
В России наиболее известным представителем философии "всеединства" был В.С.Соловьев.
* * *
В мистической традиции Единобытие сравнивается с океаном, а индивидуальное существование человека - с каплей. Хотя с точки зрения капли она существует отдельно, но по сути все кругом - и капля, и океан - состоит из единой и неделимой субстанции, воды. Цель духовного постижения - смотреть на себя и мир не глазамами капли, а глазами океана, и видеть во всем - Одно.
* * *
Единобытие и сознание человека. Ключевые темы. 1.2
--------------------------------------------------------------------------------
1.2
"Единобытие" означает, что мир по своей сути един, хотя это единство не всегда очевидно.
"Символ веры" ислама "нет божества, кроме Бога" (иными словами, нет ничего реального, кроме Реальности, которая едина и неделима) можно истолковать как выражение принципа Единобытия.
Единобытие - единственный постулат, на котором базируется все наше мировоззрение. Хотя доказать научно существование Единобытия представляется затруднительным, многие факты говорят в пользу этой концепции. Например, универсальность физических законов это косвенное подтверждение Единобытия. (Об этом есть в "Золотом веке").
Наиболее простым и доступным человеку образом Единобытие открывает Себя в самом сознании человека. Сознание едино и неделимо, а все воспринимаемые нами объекты находятся в сознании и вторичны по отношению к нему. То есть речь идет о множественном мире объектов, содержащихся в единстве сознания.
Итак, наиболее полной метафорой Единобытия (или Абсолюта) является человеческое сознание.
Согласно учению вахдат ал-вуджуд, самым полным выражением Абсолюта (в котором Абсолют познает самого себя) является совершенный человек (ал инсан ал-камил).
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=3017&t=2991 * * *
Макромир и микромир (Ключевые темы. 1.2.1)
--------------------------------------------------------------------------------
В Библии говорится, что человек сотворен по образу и подобию Божию.
Св. Василий Великий* пишет: "Вообще же точное наблюдение себя самого дает тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".
Агриппа Неттесгеймский** в "Сокровенной философии" пишет, что "человек, как совершенное подобие божие, является прекраснейшим из всех Божиих творений, поэтому он есть микрокосм и заключает в себе все числа, меры, весы, движения и элементы. На этом основании древние обозначали числа пальцами, а во всех частях тела человека находили все числа, меры, пропорции и гармонии. Руководясь пропорциями человеческого тела, они строили все храмы, дома, театры, даже корабли, машины и другие всякого рода искусственые сооружения, а также и все их части. Так, Ной был научен Богом построить ковчег согласно мере человеческого тела. По этой причине мир называется "великим миром", "макрокосмом", а человек - "малым миром", "микрокосмом".
------
*св. Василий Великий (ок.329-379) - один из Учителей церкви.
**Агриппа Неттесгеймский (1486-1535) - немецкий философ и мистик.
* * *
Третий Адам В каббалистической традиции есть понятие "первочеловек", Адам Кадмон, это первозданный человеческий архетип, возникший в процессе сотворения космоса.
Адам, первый человек, был сотворен из глины, с земными устремлениями, но по образу и подобию этого первочеловека.
Христиане считают Иисуса Вторым Адамом, в противоположность ветхому Адаму, - хотя он в человеческом теле, но есть Образ Божий, проявленность Духа в материальной сфере. В каком-то смысле любой совершенный человек (инсан-и камил) - это Второй Адам, то есть относительно полное и совершенное выражение вечного архетипа (Адама Кадмона), но ограниченное пребыванием в материальном мире.
Возможно, что появится еще и Третий Адам. Это будет виртуальное коллективное, или соборное, сознание, наиболее полно отражающее первозданный архетип, Реальность, но не ограниченное ни косностью материального мира, ни рамками отдельного сознания.
* * *
Бог и Абсолют (Ключевые темы 1.3)
--------------------------------------------------------------------------------
"Нет божества, кроме Бога". Нет ничего реального, кроме Реальности. Речь идет об абсолютном бытии, являющемся основой всего сущего. (Замечу, что Единобытие - эмпирический факт, не фантазии темных средневековых людей).
Что касается Бога как личности - то здесь начинаются сложности. В Коране Бог часто предстает как личность - он гневается, приказывает, обещает. С другой стороны, утверждается, что Он несравним, сущность Бога нельзя познать, "нельзя придавать Ему сотоварищей" - то есть приписывать какие-то качества, поскольку Он превыше любых наших описаний.
Для суфизма характерен поиск Бога, или Реальности, внутри.
Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы,
Поиски оставьте эти. Вы есть Он, а Он есть Вы.
(Руми)
Поскольку в этом поиске участвует наша личность, то и Бог обретает личностный характер. То есть Бог - Абсолют, являющий себя в личности человека. Когда великий суфийский наставник Мансур ал-Халладж провозгласил "Я есть Истина" - то есть Бог - это утверждение носило, в определенном смысле, практический характер. Халладж просто отмечает, что в конце поиска от его личности ничего не осталось, есть только Реальность, Абсолютное бытие. (Увы, ортодоксы-фанатики истолковали это как кощунство и казнили его).
Как говорят суфии, "вода принимает окраску сосуда". Абсолют становится Богом в личности человека, и каждая личность ограничивает и искажает Реальность по-своему. Непосредственно воспринимает Бога лишь тот, кто ушел из под власти нафса (приказывающего Я в суфийской терминологии).
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=285&t=40