Поскольку тема реальных школ и клубов по интересам меня не отпускает с момента ухода из ... (не важно откуда), все дальнешее будет ИМХО, и только так на него и надо смотреть.
Мне думается, что в этом вопросе много глупостей.
... не так важно знать, откуда идет давление; важно знать, как себя под давлением вести.
О чем бишь я - да о том, что нас лично должно бы волновать не столько, что делал ГИГ, сколько, что делать нам. Как нам найти школу, а еще более правильно: "Нужна ли она нам?" - и еще более правильно: "Что вообще нам нужно?".
Думаю, тезись: "Школы 4П не делаются ради воспитания" - верен далеко не всегда. Не надо забывать про то, что существует "сострадание", и ряд учителей обучают только из-за него. Что это, если не школа, организованная ради воспитания? Давайте тогда уж соберем виды известных школ 4Пути. Мои варианты: суффийские ордена, дзен ордена, некоторые эзотерические клубы и общественные движения. К последнему ИМХО можно причислить движение OpenSource (конечно, не все, но наиболее активные его члены).
Мотивы могут варьироваться от сострадания до идей о лучшем мироустройстве - но при все при том есть ряд общих моментов: трезвость, практичность, добровольность, кооперация и доверие. То есть, лидер обычно есть, но он не является карающим авторитетом. Он скорее является координирующим человеком, арбитром и просто более опытным товарищем (хотя, возможны варианты, например, ГИГ
). У каждого человека в этой группе есть свои персональные цели, но кроме того всех участников как цемент объединяет некоторая общая работа и общая цель. Люди, попавшие по тем или иным причинам в эти движения, действительно выходят оттуда другими - изменившимися, но это не значит, что туда надо стремиться всем подряд.
В первую очередь стоит понять, что изменение само по себе не ценно. Изменение становится ценно только тогда, когда приближает нас к нашей цели - самореализации, истинному самопроявлению. Если человек, попавший в группу, вынужден заниматься тем, что ему антагонистично, то присутствие его в группе нежелательно как для группы, так и для него самого. То есть, человек прежде всего должен определиться с самим собой, своим предназначением и целью жизни. Если он сам не может, то, возможно, сможет лидер группы, если обладает даром сострадания.
Далее, после попадания в работу, человек начинает сталкиваться со своей гнилью. Это нельзя сделать исскуственными способами, но, даже если удасться, такая встреча будет бесполезна, ибо полученное знание будет нельзя применить в обычной жизни. Мы опять приходим к понятию практичности - реальная школа и жизнь мало отделимы - они идут рядом.
С другой стороны клубы эзотерической реконструкции (С) ориентируются не на суть, а на форму. Они выполняю старые упражнения, специально
изыскивают привязывают коз на время медитации, хотя старый руководитель привязывал свою любимую козу, чтобы она не мешала. Они делают массу вещей, и все с одной целью - чтобы было похоже на то, как это делалось раньше. При этом забывается, что вреся стало другим, старые цели уже достигнуты, а методы были подобраны специально под то время, те цели и тех людей.
Ну что же, кому-то такое подражание нравится. Скажу больше - в ряде случаев такие люди делают полезную работу - они археологи эзотерического. В результате их раскопок нет-нет, а будет найдено нечто ценное, что может быть применено другими искателями. Но при всем при том, такие археологи чаще всего (хотя и не всегда), как говорил Идрис Шах, являются смотрителями каналов, которые передают традицию, но пользы для себя из нее не извлекают.