Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: нафс как защита.  (Прочитано 3958 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #17 : 01 ЭЮпСап 2006, 18:43:09 »
[quote="Вадим
Отсюда вопрос ( немного не по теме, может он ближе к ветке "Кризис суфизма") - Может, не стоит путать практику Пути сердца и феномен современных суфийских орденов?

Вода может быть налита и в чашку, и в стакан, но кому прийдет в голову бороться с жаждой через обсуждение формы стаканов? Хотя, об этом уж говорено-переговорено...[/quote]

и путать не стоит и смешивать то же. может получиться, как на двух стульях сидеть.
ВАХ

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #16 : 01 ЭЮпСап 2006, 15:15:29 »
Цитата: "vah"
Цитата: "Вадим"
[Это когда начинал, а теперь какое ощущение?


до многих вещей доходишь по ходу жизни, и многое из того, что он описывал имеет под собой реальную основу, а многие вещи (например: правила сталкинга) значительно облегчают взаимодействие с внешним миром.
а при помощи некоторых вещей (из его книг), очень легко людям серьёзным баки заливать, пробивает напроч. (не очень люблю однозначно серьёзных).
в моей классификации: Кастанеда (его описания) - высший пилотаж, и скорее всего основаны на реальных событиях и героях.

Идеи тибетского буддизма и китайского даосизма Карлос обсуждает с Доном Хуаном. А вот про суфизм этого сказать нельзя.

Отсюда вопрос ( немного не по теме, может он ближе к ветке "Кризис суфизма") - Может, не стоит путать практику Пути сердца и феномен современных суфийских орденов?

Вода может быть налита и в чашку, и в стакан, но кому прийдет в голову бороться с жаждой через обсуждение формы стаканов? Хотя, об этом уж говорено-переговорено...
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

dodo

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 364
  • Reputation Power: 1
  • dodo has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #15 : 31 ЮЪвпСап 2006, 23:40:36 »
Цитата: "vah"
и получается, что родители (воспитатели) несут с детьми равную ответственность за возникновение у укоренение в ребёнке Нафса..


 В ребенке можно укоренить худшие качества  - тогда родители несут моральный груз за свое неведение, но если они же укрепили в детях доброе начало и дали позитивный импульс для развития личности ребенка, научили ее ответственности и богобоязненности - они заложили фундамент для духовного развития ребенка. А построет ли он дом на этом фундаменте,какие примет решения в своей жизни - зависит только от него.

Цитата: "vah"
из этого получается, что Он Сам допустил в человеке эту сущность, ..


 Нафс -это не сущность, это только инструмент, и если он правильно функционирует, то можно пройти дальше, чтобы понять, что такое сушность.

Цитата: "vah"

и получается, что не станет человек Знающим без преодоления этого Нафса...


Единственная роль нафса - не мешаться.

R&Co

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1426
  • Reputation Power: 0
  • R&Co is looked down upon.
    • Просмотр профиля
нафс как защита.
« Ответ #14 : 31 ЮЪвпСап 2006, 22:04:18 »
...ступени Пути...
Создателю не нужны послушные Его воле болванчики.
Ему нужен Путь. Работа мысли, чувства, тела человека на этом Пути. Работа преобразующая этот Мир в соответствие с Его замыслом...
Время место люди...

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #13 : 31 ЮЪвпСап 2006, 15:59:33 »
Цитата: "Вадим"
[Это когда начинал, а теперь какое ощущение?


до многих вещей доходишь по ходу жизни, и многое из того, что он описывал имеет под собой реальную основу, а многие вещи (например: правила сталкинга) значительно облегчают взаимодействие с внешним миром.
а при помощи некоторых вещей (из его книг), очень легко людям серьёзным баки заливать, пробивает напроч. (не очень люблю однозначно серьёзных).
в моей классификации: Кастанеда (его описания) - высший пилотаж, и скорее всего основаны на реальных событиях и героях.
ВАХ

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #12 : 31 ЮЪвпСап 2006, 15:36:46 »
Цитата: "vah"
с Кастанедой знаком, в своё время все тома от корки до корки и не раз.
и его определение близко.
когда начинал читать Кастанеду, всё время не покидало ощущение, что автор обчитался книг по Буддизму и Суфизму.

Это когда начинал, а теперь какое ощущение?
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #11 : 31 ЮЪвпСап 2006, 12:32:17 »
Цитата: "Вадим"
Цитата: "vah"
[

уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?

Вот немного иной подход, то есть не евразийский суфизм.
В Учении Дона Хуана (карлос Кастанеда) в центр традиции ставится понятие Пути Сердца, а главным методом является "шлифовка связующего звена между Духом (намерением) и человеком".


с Кастанедой знаком, в своё время все тома от корки до корки и не раз.
и его определение близко.
когда начинал читать Кастанеду, всё время не покидало ощущение, что автор обчитался книг по Буддизму и Суфизму.
ВАХ

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #10 : 31 ЮЪвпСап 2006, 12:29:22 »
Цитата: kopernick
Цитата: "vah"
уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?


Цитировать
4. СЕРДЦЕ...........
......

 


буду надеятся, что понял, уровень сердца - это похоже на чистое разумное осознающее восприятие.
ВАХ

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #9 : 31 ЮЪвпСап 2006, 06:34:25 »
Цитата: "vah"
[

уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?

Вот немного иной подход, то есть не евразийский суфизм.
В Учении Дона Хуана (карлос Кастанеда) в центр традиции ставится понятие Пути Сердца, а главным методом является "шлифовка связующего звена между Духом (намерением) и человеком".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: нафс как защита.
« Ответ #8 : 30 ЮЪвпСап 2006, 21:38:46 »
Цитата: "vah"
уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?


Цитировать
4. СЕРДЦЕ.

    Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца. Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его "рациональный нафс" (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух - источник добра, а нафс - зла. Любовь это армия духа, а страсти - армия нафса.

Дух - это преуспеяние в Боге, тогда как нафс - неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

    Когда любовь призывает сердце,
    Сердце бежит от всего сотворенного.

    Руми

Сердце это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

   
В своем комментарии к Фусус ал-хикам Джами пишет: "Сердце это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия с одной стороны, а с другой - реальность духовную и свойства нафса".

В суфийской терминологии сердце - это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом; субстанция, посредством которой возможно стать /подлинным/ человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным нафсом, утверждая, что он восседает над животным нафсом. (КФ 1170)

     

   Почему духовное сердце называют сердцем.

То серце, о котором говорят суфии, отлично от одноименного физического органа. Физическое сердце - кусок плоти, расположенный на левой стороне тела под грудной костью. Термин "сердце" используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие.

Физическое сердце находится в состоянии постоянной перемены, регулируя изменения венозной крови, более грубой, в более утонченную, артериальную. Духовное сердце также находится в состоянии постоянной перемены, вращаясь между утонченными влияниями духа и грубыми воздействиями нафса. Отсюда возникло арабское название сердца, калб, от корня к-л-б, означающего "вращать" или "переворачивать".

Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; это процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса, проходит, на самом деле, через сердце.

Физическая жизнь каждого человека связана с его физическим сердцем; если сердцу нанесен ущерб, человек заболевает; если сердце останавливается, он умирает. Точно так же духовная жизнь каждого человека связана с его духовным сердцем; если человек попал под воздействие свойств нафса, у него складывается дурной характер, а если сердце полностью побеждено нафсом, как бы умирая, то у такого человека прекращается и духовная жизнь.

Физическое сердце - область взаимодействия между венами, приносящими грубую кровь, и артериями, несущими утонченную кровь, обогащенную кислородом, которая становится утонченным воздухом легких, дыханием. Духовное сердце, сходным образом, это область вздаимодействия между грубыми силами нафса и возвышенными силами духа, духовным дыханием.

Физическое сердце называют так потому, что оно занимает относительно серединное положение в теле. По той же причине духовное сердце называемо так потому, что в процессе совершенствования человеческой психики оно выполняет свою функцию в срединной точке между нафсом и духом.

Физическое сердце поддерживает непрекращающееся функционирование тела посредством постоянных и самопроизвольных сокращений. Точно так же духовное сердце автоматически регулирует характер и психологические проявления. Физическое сердце управляет физическим телом, тогда как духовное сердце управляет психикой.

Духовное сердце называется калб, так как оно проходит через различные уровни состояний в процессе продвижения к совершенству.
Поскольку состояния - божественного происхождения, и то, чем наделяет Бог, бессчетно, то повороты и продвижения, совершаемые человеком на пути к совершенству, в сочетании с беспредельностью предвечной Красоты и Величия, бесконечно разнообразны. (МХ 97)

Сердце называется калб, поскольку оно - место проявленности различных аспектов Бога; в нем каждое мгновение открывается новый аспект, когда оно поворачивается (монкалиб) от одного Атрибута к Другому. Оно также движется от аспекта, который сопричастен Богу, к аспекту, который сопричастен творению. Таким образом сердце получает благодать от Бога и передает ее твари. (СГР 4)


Дж. Нурбахш. Психология суфизма.
http://www.sufism.ru/orden/psiholog.htm#serdce
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #7 : 30 ЮЪвпСап 2006, 19:23:04 »
Цитата: "kopernick"
[

Согласно психологии суфизма, помимо нафса в человеке есть и другие уровни психики, например, сердце. Когда в человеке начинает превалировать уровень сердца, то негативное влияние нафса может быть уменьшено, сам нафс становится облагороженным, умиротворенным. Как достичь уровеня сердца - в этом и заключается один из аспектов суфийского Пути.


уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?
ВАХ

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: нафс как защита.
« Ответ #6 : 30 ЮЪвпСап 2006, 17:51:30 »
Цитата: "vah"

даже в идеальном случае, когда нафс белый и пушистый, нужен в психике человека некий инструмент, при помощи которого можно минимализировать (и как программа максимум свести влияние нафса на восприятие и осознание к нулю) искажающее воздействие нафса.
вопрос, в чём может заключаться подобный инструмент (медитации, молитвы, посты, дыхательные и прочие упражнения)?
ведь все эти инструменты верные и опробированные веками, но сейчас не особо слышно о людях достигших Понимания (а может быть я просто плохо информирован).
и другой вопрос, а есть ли литература где описаны методики с этими инструментами, описаны доступным языком?


Согласно психологии суфизма, помимо нафса в человеке есть и другие уровни психики, например, сердце. Когда в человеке начинает превалировать уровень сердца, то негативное влияние нафса может быть уменьшено, сам нафс становится облагороженным, умиротворенным. Как достичь уровеня сердца - в этом и заключается один из аспектов суфийского Пути.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

vah

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 638
  • Reputation Power: 0
  • vah has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #5 : 30 ЮЪвпСап 2006, 13:04:11 »
Цитата: "Ева"
Цитата: "kopernick"
А умиротворенный нафс - просто душка :-)


В то время как неудовлетворенный побуждает к аммаральным поступкам

(приказывающий нафс, или низменная душа, животное эго человека называется "нафс-и аммара"; существуют и другие уровни нафса: нафс-и ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), нафс-и ал-мулхама (вдохновленная душа) и нафс-и ал-мутма'инна (успокоенная душа). )


допустим: Нафс - психика человека, необходимая для социализации, состоящая из различных частей (хотя в литературе чаще про нафс - как злая часть души).
но ведь даже и хорошие части заслоняют человека от Истины.
убрать нафс нельзя, да и не зачем (если только не злую часть души, не кормя, сделать слабой и ручной).
даже в идеальном случае, когда нафс белый и пушистый, нужен в психике человека некий инструмент, при помощи которого можно минимализировать (и как программа максимум свести влияние нафса на восприятие и осознание к нулю) искажающее воздействие нафса.
вопрос, в чём может заключаться подобный инструмент (медитации, молитвы, посты, дыхательные и прочие упражнения)?
ведь все эти инструменты верные и опробированные веками, но сейчас не особо слышно о людях достигших Понимания (а может быть я просто плохо информирован).
и другой вопрос, а есть ли литература где описаны методики с этими инструментами, описаны доступным языком?
ВАХ

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: нафс как защита.
« Ответ #4 : 30 ЮЪвпСап 2006, 02:25:55 »
Цитата: "kopernick"
А умиротворенный нафс - просто душка :-)


В то время как неудовлетворенный побуждает к аммаральным поступкам

(приказывающий нафс, или низменная душа, животное эго человека называется "нафс-и аммара"; существуют и другие уровни нафса: нафс-и ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), нафс-и ал-мулхама (вдохновленная душа) и нафс-и ал-мутма'инна (успокоенная душа). )
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: нафс как защита.
« Ответ #3 : 30 ЮЪвпСап 2006, 01:21:09 »
Цитата: "vah"
из этого получается, что Он Сам допустил в человеке эту сущность, для испытания человека, искушения.
и получается, что не станет человек Знающим без преодоления этого Нафса. и в этом то и есть ценность Нафса.
и когда начинаешь это понимать, пропадает страх пред Нафсом, и пропадает непобедимость этого Нафса.


Нафс - это психика человека, или ее часть. Нафс необходим человеку для полноценного функционирования в обществе, в этом смысле его не нужно бояться или с ним бороться. Проблемы возникают тогда, когда отдельные аспекты/стороны нафса начинают доминировать, гипертрофируются и т.д., в поведении человека начинают превалировать какие-то негативные факторы, именно это требует исправления.
А умиротворенный нафс - просто душка :-)
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100