Статья Дмитрия Быкова "Опыт о правде и неправде".
http://www.izvestia.ru/bykov/article3115798/Победа фантастики над реализмом - вплоть до вытеснения последнего из большинства премиальных списков - наметилась давно. Гигантская роль фантастики в современном мире - не только в литературе, а и в политике, футурологии, социологии - впервые обозначилась после смерти Лема: вдруг оказалось - почти все нынешние вершители мировых судеб прислушивались к его гипотезам и росли на мрачных фантасмагориях.
*
Короче, фантастика выиграла. Осталось понять - почему.
Ее долго считали маргинальной, несерьезной, чуть ли не детской. Она выпрыгнула из своей резервации и заполнила чуть не все пространство. Это касается самых разных поджанров - от антиутопий до конспирологических детективов, от космических опер до кафкианских гротесков. Она завоевала топ-позиции в списках бестселлеров, проникла в кино и стала сюжетной основой блокбастеров, переняла прогностические функции у СМИ (ибо там цензура, а фантастика давно насобачилась ее обходить).
*
Дело в том, что традиционный реализм обращается как раз к тому, что уводит от настоящей жизни: социальному неравенству, бедности, богатству, зависти, болезням, старости, бюрократизму, страстишкам - словом, к быту. А все это отнюдь не является жизнью - это формы бегства от нее. Жизнь - это великие вопросы и противостояния, страсти и чудеса, герои и злодеи; и фантастика обращается к ним напрямую, презрительно игнорируя мелочи вроде "где работает" и "что ест". Чем и отличается от мейнстрима (говорю о лучших образцах жанра, а не о примитивных эпигонах, пишущих те же детективы или братковско-производственные романы с заменой "Бентли" на звездолет, а биты на бластер). Фантастика обращена к самой сердцевине жизни, к тому, что и делает ее жизнью, и очищает реальность от шелухи, которую многие как раз и склонны принимать за правду.