Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Музыка для христианской медитации  (Прочитано 1217 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

serga

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 16
  • Reputation Power: 0
  • serga is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Музыка для христианской медитации
« Ответ #1 : 11 ЮЪвпСап 2008, 23:12:25 »
Музыка для христианской медитации

С древнейших времен песня и игра на музыкальных инструментах были важнейшей частью религиозного служения. Тем не менее, не все знают, что музыка может быть не только видом мелодического вознесения молитв, служить услаждению слуха, но и являться средством экстатического единения человека с Богом.

Хорошо известно, что музыка в Священном Писании и христианской истории играла важнейшую роль для экстатического выражения чувств человека к Богу. Взять хотя бы псалмы Давидовы, чтение которых в древности сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах. Под словом «экстатический» мы подразумеваем сверхчувственное, связанное с сильным эмоциональным стрессом, состояние человека. Главным импульсом такого состояния является избыток чувств, желание отдать всего самого себя без остатка Господу. Люди, впадающие в подобный транс, нередко совершали нелогичные, идущие в разрез с общепринятой моралью и этикой поступки. Достаточно вспомнить пляски нагишом царя Давида при встрече Ковчега Завета, или экстатическую игру св.Франциска Ассизского на куске деревяшки по которому он водил воображаемым смычком. Отметим сразу, что музыка сама по себе, без духовного роста человека не может быть средством приближения к Богу. Но если наша душа чувствует призыв молиться с помощью музыки, и даже впадать при этом в экстаз, то в этом не может быть ничего предосудительного. Напротив, сдерживая подобные порывы души, мы совершаем грех, поскольку ограничиваем свое служение Богу лишь частью заложенных в нас Творцом способностей, не активируя их все. И таким образом, наше служение не является полным. Повторю, это относится лишь к тем, кто чувствует в себе подобный призыв.

Подозреваю, что подобными наклонностями чаще всего обладают люди, обучавшиеся музыке, или просто верующие-меломаны подсознательно воспринимающие на слух любую музыку (даже без слов и отвлеченного содержания)   как хвалу Господу. Признаком такого состояния может быть то, что когда вы слушаете песню с типичным романтическим текстом, то ваше сознание автоматически перерабатывает слова любви относящиеся например к возлюбленной, в слова любви к Богу. Не знаю как это происходит, но часто когда слушаю лирические композиции Led Zeppelin, Deep Purple, Scorpions, White Snake, других «светских» рок групп, то часто текст обращенный к объекту земной любви, даже на слух воспринимается как слова любви к Богу. Происходит как бы подсознательная замена слов, меняющих смысл текста песни с приземленного на возвышенно-небесный. Не исключено, что это происходит в силу единой природы любви. По этой причине, в частности, суфийские религиозные гимны приобрели вид любовной поэзии. К Богу они часто обращаются со словами «возлюбленный», и другими выражениями, более характерными для брачных отношений. О свадьбе человеческой души с Богом, часто говорят и христианские мистики. Иисус тоже нередко уподобляет   Царство Небесное брачному пиру. А какая же свадьба без музыки?

Очевидно, не всем можно рекомендовать музыкально-экстатические опыты, но заметим, что в некоторых этнических культурах танцы и медитативно-экстатические песни Иисусу давно стали традицией. Помню, в древнейшем на планете христианском монастыре – коптской обители св.Антония Великого, расположенном в центре египетской пустыни довелось слышать песнопения коптских монахов. По окаймленной пальмами лестнице спускаемся к необычного вида приземистой постройке песочного цвета, будто вылепленной ребенком. Только кресты, прикрепленные к двенадцати обмазанным глиной яйцевидным куполам, выдают в этом сооружении храм, похожий скорее на гибрид астрономической обсерватории с украинской «мазанкой». Это церковь Марка Аскетика, построенная еще в 15 веке. Маленькие квадратные окошки без стекол, наверное, пропускают внутрь совсем мало света. У входа меня поджидает абуна («отец») в чепчике – колонсоа, завязанном под седой бородой, в рясе и больших роговых очках на мясистом восточном носу. Направляемся к черному проему в стене церкви.  Темная прихожая, на полу циновка, уставленная шлепанцами. Монах снимает свою обувь и жестом показывает, чтобы я сделал то же. С удовольствием избавляюсь от потных кроссовок, и шлепаю босиком по жесткой рогоже к входу в основное помещение, где уже успел скрыться мой странный гид. Небольшое помещение озарено неверным светом свечей, воткнутых в песочные шандалы. Из полумрака выступают круглые своды потолка. Стены покрывают потемневшие от времени фрески. Воздух напоен ароматом ладана с добавлением каких-то странных восточных благовоний. Иноки, кто стоит, кто сидит на полу и, ударяя в такт медными тарелочками, дружно поют.  Странный мотив, не похожий ни на арабскую музыку, ни тем более на наше церковное песнопение - композиция строится на ритмичном повторении монотонных звуков, а не на гармонике. Поют от души, громко. Говорят, что коптская музыка имеет древнеегипетские корни. Если это так, то этому мотиву, наверное, не одна тысяча лет. Уже через несколько минут начинаешь чувствовать, что тело и воля повинуются не тебе – а некоему коллективному «эго», частями которого являются эти странные пустынники и ты сам. Ощущение потрясающее – будто присутствуешь на сеансе массового гипноза. Оказывается, это обычные псалмы. Вообще, не смотря на странные, мягко говоря, мотивы, все коптские службы, абсолютно тождественны православным. Когда я впервые услышал коптскую литургию Василия Великого, то сначала решил, что это завывает суровый ветер Аравийской пустыни. Тем не менее, это и есть наиболее чистое, приближенное к истокам христианства монашеское пение.

Это может показаться диким некоторым «правоверным» православным и католикам, но хорошо известно, что во многих негритянских церквях принято плясать и исполнять рок н ролл. Как сказал автору православный патриарх александрийский Петр 7 (Египет), все это нормально: «если человек хочет славить Христа телом и танцем, мы не можем запретить ему этого делать».

При прослушивании или исполнении медитативно-экстатической музыки главное всегда помнить о Боге, а не превращать ее в средство развлечения чувств или регулировки настроения. Трудно дать какие-то рекомендации по типу музыки – быстрая, медленная, мажорная или минорная. Многое зависит от индивидуальных особенностей медитирующего. Могу лишь поделиться своим опытом. Для достижения экстатического состояния мне больше подходят персидские, суфийские, индийские мелодии. Как правило, без текстов, чисто «инструменталки». То что данная музыка не принадлежит европейской традиции, отнюдь не говорит, что она не может служить христианским целям. Достаточно сказать, что христиане Индии, арабского востока, Ирана и других преимущественно нехристианских регионов слушают гимны Иисусу, в виде местных экзотических мелодий и ритмов, исполняемых на этнических музыкальных инструментах.

Важна не форма, а содержание, которое мы вкладываем в мелодию. Неплохо подходят на мой взгляд, как уже было сказано – лирические «медляки» качественных западных рок групп. Без пошлых текстов, разумеется. Музыка призвана лишь дать определенный, возвышенный настрой душе, вознести ее от земной суеты к Богу. Кто-то может не согласится, но мне кажется, экстатическая мелодия не должна будить в человеке бурные эмоции. Музыка призвана лишь помочь высвободить заключенный в душе потенциал психо-эмоционального, сверхчувственного стремления к Богу, но не подменять его собой. Слишком «знойные», эмоциональные ритмы будят в сознании страсти и похоти, переключающие сознание с чистых небесных переживаний, на земные страсти, в т.ч. блудные. По опыту лучше всего, когда в мелодии чередуются мотивы грусти, выражающие плач и скорбь души вынужденной томиться в бренном теле в отрыве от своего небесного жениха, и мотивы просветленного оптимизма в мажорно-минорном ладе, вселяющие уверенность, что рано или поздно мы обретем небесное блаженство в единении с Творцом. Наиболее сильно, на мой взгляд такие эмоции передает игра на струнном восточном инструменте – таре, широко распространенном в Средней Азии и Иране. Его очень ценят не только суфии, но и любители восточной музыки во всем мире.

В заключение хотелось бы сказать, что христианскую метидативно-экстатическую музыку можно не только слушать, но исполнять самостоятельно. Это значительно повышает эффект воздействия на психику и глубину духовного переживания, то есть и служения Богу. Для человека даже не имеющего специального музыкального образования, но обладающего чувством ритма и слухом не составит труда исполнять такую музыку на окружающих нас в быту «музыкальных инструментах». Так, в качестве ручных ударных вполне подойдет пластиковый бидон или пустая пятилитровая бутылка для воды, или пластиковое ведро. С такого «барабана» нужно сначала снять крышку, чтобы  звук при ударе свободно выходил наружу. Также ударный инструмент необходимо направить горлышком на какую - нибудь отражающую поверхность – пол, стену, играющих роль резонатора усиливающего звук. Не нужно слишком сильно обнимать или сжимать барабан, поскольку это сделает звук глухим и тихим. Для получения басовых звуков обычно ударяют ладонью или кончиками пальцев по донышку, для более высоких – бьют по бокам сосуда. Звук должен быть ритмичным, состоящим из равномерного чередования басовых и высоких ударов. Простейший ритм можно взять из любой понравившейся арабской или индийской мелодии. Если кому-то дорого покупать записи, можно бесплатно записать их на кассету – по радио на коротких волнах передается много этнической музыки. Роль шейкера или пампасов вполне может исполнять банка от кофе или любая другая закрытая пластиковая или жестяная емкость с засыпанной внутрь не слишком крупной крупой. Игра может чередоваться попеременными ударами левой рукой по барабану и тряской таким шейкером который держат правой рукой. Лучше когда для игры объединяются двое или несколько человек. Один держит постоянный ритм на барабане. Другой подыгрывает на духовом инструменте (например бамбуковой дудке), струнном инструменте или клавишах. В общем, для творчества не пределов. Так что - пробуйте, экспериментируйте и делитесь пережитым опытом музыкального экстаза.

Здесь можно прослушать композицию нашей христианско-суфийской группы "Бродяги рока" (кликните на ссылку внизу статьи):

http://www.uusikotimaa.org/3/035.htm

Сергей Путилов

Источник - Baznica

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100