Отцом либерализма и консенсусной демократии есть Кант. Именно он общепонятно обосновал необходимость признания человеческой свободы и соответственно – обеспечение в обществе строжайшего разделения двух сфер – публичной и частной. Это разделение было невозможным например у Маркса – ведь если все, что есть в человеке, подлежит общим законам, значит этим можно разумно управлять – абсолютно непродуктивное, как на Канта занятие.
Непродуктвное, ибо человеческая свобода – в пребывании человека одновременно в двух сферах – строго механической – феноменов – и сфере номенов. Последнее проявляется в возможности принятии немеханических решений, для которых нет непосредственной причины – пожертвовать собой уступив место в трамвае и теде.
Но мало кто знает, что это пребывание в мире номенов (оно же известное как «автономия чистого разума») позаимствовано у Лютера – у того одна из центральных концепций – Христочеловек внутри верующего, который есть его истинной сущностью и от начала времен безгрешен (именно поэтому Лютер отвергает таинства Святой и Равноапостольной Церкви). А к Лютеру это дошло через его интерес к Райнским мистикам, известным советскому читателю по учению о искре в души как доле Бога в человеке.
Социологами установлено: чем лучше образованы члена общества, тем выше в нем поддержка либеральных ценностей. И на основании сказанного кажется, что есть все основании провести эксперимент на зависимость этого показателя от мистиков)