Что отличает подлинного дервиша от обычного сострадательного и доброго человека, находящегося вне духовной традиции? Или даже от человека, который просто получил посвящение в суфийское братство и формально находится на Пути? Можно ли провести такую черту и в чем будет заключаться отличие?
Почему у суфийских наставников можно встретить слова о том, что дервишем в истинном смысле этого слова могут называть себя очень немногие? Например, об этом в своих беседах говорит Джавад Нурбахш*:
Следует отметить, однако, что человек не становится суфием, просто записавшись в школу суфизма и присутствуя на встречах суфиев. Искателю следует добиваться успехов в практике суфизма, а именно — стремиться очистить себя, чтобы в его поведении проявлялись качества совершенного человека, а его внутреннее бытие обрело Божественные свойства.
Провозгласить себя суфием просто, но достигнуть состояния суфия в истинном смысле этого слова куда сложнее. Даже можно сказать, что это очень непросто. На самом деле, это невероятно сложно.
<...>
В конечном счете, искреннее стремление притягивает свет Бытия и позволяет очистившему себя суфию увидеть Бога в окружающем мире оком видения, смотрящего на Него посредством Него самого. Конечно, для этого нужно предпринять немалые усилия, но, с другой стороны, здесь нет ничего невыполнимого. Только тот, кто на самом деле понимает это, знает как непросто стать настоящим суфием. Таким образом, не заявляйте, что вы стали суфием, просто поступайте в школу суфизма и с Божьей милостью стремитесь искренне идти по этому пути.
На ту же тему у Юнуса Эмре:
Говорит мне плащ в заплатках:
Дервишем ты стать не можешь.
Что ж могу сказать тебе я?
Дервишем тебе не стать.
Дервиш – это в сердце рана и глаза полны слезами.
Как овца покорен дервиш.
Дервишем тебе не стать.
Если бьют его, без рук он; нем он, если проклинают.
Нет у дервиша желаний.
Дервишем тебе не стать.
Очень уж язык твой шумен, выразителен ты слишком.
Сердишься на то, на это…
Дервишем тебе не стать.
Был бы гнев в Пути уместен, Мухаммад пылал бы гневом.
Из-за собственного гнева
Дервишем тебе не стать.
И пока твой путь не выбран, проводник пока не найден,
Если Истиной не призван,
Дервишем тебе не стать.
Ну, Юнус! Иди же, дервиш, поныряй-ка в океане.
Коль не бросишься в пучину,
Дервишем тебе не стать.(перевод И. Бугаева)
У Руми:
Среди тысяч искателей найдется всего несколько суфиев;
Остальные живут за счет благодати мастера.У него же (о тех, кто незаслуженно мечтает о высоких духовных стоянках):
Подобно детям, которые игрой воображения
Превращают свернутые одежки в лошадей,
Вы гарцуете на своих одежках,
А мечтаете о поле битвы!И еще у суфийского поэта:
Нет в этом мире дервиша,
а если бы и был, то он бы не существовал.
Он существует, поскольку
сохраняется его сущность,
но его свойства исчезли в Божественных.
Он исчез — как пламя свечи при свете солнца,
хотя в действительности именно его существование подлинно.
Сущность пламени остается: если хлопок коснется его, он сгорит.
Но пламя лишено видимой формы, ибо не дает света:
солнце уничтожило его отличительные черты.--
Ответ на этот вопрос, как мне кажется, отчасти намечен в теме "Есть ли связь между добротой и духовностью?" (
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=2075.0):
"Голос эзотерика" утверждает, что доброта это производное условной социальной морали. Соглашаясь с этим отчасти, я позволю себе предложить другой, дополняющий, взгляд на этот вопрос. Для меня доброта связана с уровнем бытия, который отнюдь не у всех одинаков - вне зависимости от того, посещали ли они эзотерическую школу или нет. Некоторым просто повезло от рождения, и их уровень бытия выше, чем у других.
Под добротой я понимаю не только единовременный поступок (помочь кому-то, дать милостыню, не нагрубить и тому подобное), но и общую предрасположенность к тому, чтобы не вредить другим и себе. там же:
Люди, даже и с духовными интересами, в большинстве своем руководствуются не разумом или здравым смыслом, не сердцем и не опытом Традиции. Примитивные импульсы нафса
оказываются сильнее, чем любые книжные знания и громко провозглашаемые ценности, и легко подменяют их.---
* переиздание сборника бесед и афоризмов Дж. Нурбахша "Беседы о суфийском пути", откуда приведены цитаты и некоторые стихотворения, в настоящее время готовится к печати