Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Ум  (Прочитано 1279 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Ум
« Ответ #2 : 21 ФХЪРСап 2002, 14:33:12 »
Нет ничего плохого в хорошо работающем уме.
Необходимо лишь ясно осознавать, по каким критериям человек оценивает работу этого ума. Ум, как инструмент, имеющийся в наличии у человека, предназначен для обработки поступающих данных на основе вложенных в него базовых алгоритмов.
Ум может сам по себе работать идеально (в большинстве случаев он так и работает), но ошибка может содержаться в исходных алгоритмах.
Причина появления этих ошибок в том, что базовые модели в ум человека закладываются в раннем детстве, при этом:
1) Человек многое впитывает некритично (отсутствие опыта)
2) Модели и алгоритмы, получаемые от воспитателей, также содержат ошибки
3) Некоторые принципы специально даются в упрощённом и усечённом виде (мол, вырастет, сам всё поймёт)
4) Частный случай от 3). Зачастую "обучение" происходит неестественным путём. Вместо того, чтобы разумно донести до воспитуемого свою мысль (как алгоритм мышления и поведения), её попросту "вколачивают" через боль и унижения. Внося тем самым в уже и без того искажённую модель абсолютно излишние элементы. Как то - боль, негативные эмоции (страх, стыд, вина и т.д.), уменьшение степени осознанности.
Последнее не просто искажет базовые алгоритмы, но разрывает нормальный процесс аналитической работы ума и вставляет в разрывы цепочки выводов, полученных не стандартным образом обработки данных разумом, а механическим воспроизведение условно-рефлекторных следов. А так как присутствует снижение сознательности, ум не замечает подмены и просто встраивает эти "вклинивающиеся" результаты в свою работу.
5) Следствие действия всех 4-х вышеперечисленных. Ум может сделать такой результирующий вывод, что он работает превосходно и может служить в качестве полного и исчерпывающего руководства для человека. Это и есть "гордыня ума" преподобного Никодима. Причём опасность этой ошибки в том, что она сохраняется дольше первых 4-х, и даже может укрепляться в процессе устранения этих ошибок. Ещё бы, ведь "ум сам себя исцелил и починил". Ум не замечает, что источником исцеления на самом деле является нечто другое, вернее Некто другой - сам человек, хозяин инструмента под названием ум.

Все эти ошибки должны быть устранены.

Ум можно сравнить с процессором компьютера, а алгоритмы с заложенными в память программами. Операционная система - это сами базовые алгоритмы, а приложения - это частные (производные от базовых). Админ (т.е. сам человек) может сколько угодно увеличивать производительность процессора, может инсталлировать идеально отлаженные программы, но если "виндоза глючит", то нужно переустанавливать "операционку". Лучше это делать регулярно, в качестве профилактики, не дожидаясь, когда комп зависнет. В идеальном случае нужно написать себе собственную систему (самостоятельно или при помощи специалистов).
Вот такая вот, весьма условная, метафора :)
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Ум
« Ответ #1 : 20 ФХЪРСап 2002, 18:54:53 »
>>> преподобный Никодим Святогорец "Невидимая брань". <<<
>>> начало цитаты <<<
Как необходимо, как сказали мы, блюсти ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству. Почему надлежит тебе так себя держать в отношении к ведению о земных вещах, хотя иной раз и позволительных, но не необходимых, как бы ты был уже умершим; и собирая всегда ум свой внутрь себя сколь можно сосредоточеннее, оставлять его праздным от мыслей о всех вещах мира. Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения.
Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хотеть знать, кроме Господа
Иисуса Христа и Сего распята
(1 Кор. 2, 2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его.
Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это - узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на высокоумничанье. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению; и таким образом, будучи опутываемы узами гордости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привыкли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суждения.
Это - дело крайне опасное и трудно врачуемое; гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ибо гордость воли, будучи явна для ума, может быть иной раз им удобно уврачевана чрез подклонение ее под иго должного. Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения всех других не так хороши, как его собственные? Когда же это око души - ум, с помощью которого человек мог бы узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплен гордостью и остается неуврачеванным, кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все расстроено, и притом так, что негде и некому пластыря приложить. Вот почему надлежит тебе как можно скорее воспротивляться этой пагубной гордыне ума, прежде чем она проникнет до мозга костей твоих; воспротивляйся же, обуздывай быстроту ума своего и покорно подчиняй свое мнение мнению других;
>>>конец цитаты<<<

Не очень приятно было читать этот отрывок. Я не понимаю, что плохого может быть в хорошо работающем уме? По-моему, если четко отслеживать свою мысль и размышлять аккуратно, то от этого будет одна польза. Ведь человек от животных как раз умом и отличается.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100