Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфийские практики: поминание (зикр)  (Прочитано 2456 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Суфийские практики: поминание (зикр)
« Ответ #1 : 20 дХТаРЫп 2010, 12:55:30 »
 1. Поминание

Процесс погружения (ал-истиграк) в божественную субстанцию осуществляется с помощью непрерывного поминания (الذكر аз-зикр) Бога. Основная цель поминания — достижение особых трансперсональных состояний и ощущение близкого присутствия Бога (в том числе — и внутри себя) посредством повторения вслух или мысленно определенного набора слов или звуков-символов. Практически феномен зикра основан на взаимодействии нейрофизиологических коррелятов сознания, подсознания и речи.

Считаясь столпом суфийской практики, поминание Бога могло осуществляться индивидуально или коллективно, вслух или мысленно, во время молитв, мистических радений, ночных бдений или в свободное время, языком или сердцем (Райхан, 121б), «днем или ночью» (там же, 119а). И словесное поминание, и поминание сердцем должны быть наполнены любовью к Богу (ал-махабба). Утверждается, что некоторые шайхи умудрялись произносить имя божества сотни тысяч раз каждый день.

Поминание предполагает полное забвение мистиком всего, кроме Бога. Рекомендуется вовлекать в процесс зикра все свое воображение и другие атрибуты чувственности и интеллекта. В этом ад-Дарбанди и другие суфийские авторы следуют за ал-Джунайдом, который утверждал: «Если человек произносит „Аллах“ без Его предварительного эмпирического созерцания, то этот человек — лжец» (ср.: ал-Калабади. Ат-Та‘арруф, 97).

Формулу зикра, которую следовало хранить в тайне, мурид получал в устной форме от своего духовного наставника при посвящении, во время сеансов мистических радений (ас-сама‘ ) она чередовалась с текстом «слушания». Если формулу поминания могла составить особым образом читаемая аш-шахада («Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха»), то в качестве прослушиваемых текстов привлекались заготовленные заранее различные айаты Корана, мистические стихи и нередко — вдохновенный экспромт поэта или декламатора (каввал). Во времена ад-Дарбанди зикр представлял собой повторение имени «Аллах».

После образования суфийских братств поминание становится неотъемлемой частью мистических радений. Запросы фатвы Ибн ал-Джаузи и Ибн Таймиййи к суфию ас-Салиху ал-Кайравани (ум. в 750/1349 г.) раскрывают его роль в мистических радениях новой эпохи: утверждается, что ал-фукара’ устраивают совместные танцы и пение, «затем они переходят к рецитации „десятой части“ Корана, затем снова обращаются к зикру и затем снова поют, танцуют и рыдают» (Тримингэм, 1971, 198; 1989, 244). И лишь в позднее средневековье зикры повсеместно вытеснили тексты «слушаний» из практики мистических радений и стали использоваться для достижения экстатического транса (ал-ваджд).

Содержание одного из самых ранних зикров, зафиксированных в суфийской литературе, воспроизведено в сочинении ад-Дарбанди (Райхан, 204а). Формула поминания представляет собой многократное повторение имени Бога: «Аллах! Аллах! Аллах!..». На полях рукописи такая формула зикра обосновывается историей, произошедшей на семинаре аш-Шибли. Так, один юноша из числа слушателей шайха спросил его, почему люди говорят «Аллах» вместо того, чтобы полностью воспроизвести символ веры: «Нет божества, кроме Аллаха (ла илаха илла-л-Лах)».

— Потому что Абу Бакр ас-Сиддик (ближайший сподвижник Пророка, первый из «праведных» халифов. — А.А.) раздал все, что у него было, и ничего себе не оставил, — объяснил шайх и далее продолжил: — Когда пророк Мухаммад спросил его: «Что же ты оставил своей семье?», он ответил: «С ними Аллах». Поэтому я и говорю «Аллах».

— Нельзя ли сказать яснее, — попросил слушатель.

Тогда аш-Шибли ответил:

— Я стесняюсь говорить в Его присутствии о смерти, но боюсь умереть с отрицанием на устах раньше, чем приду к определенному заключению[1]. Поэтому я и говорю «Аллах».

— Нельзя ли еще яснее, — снова попросил слушатель.

— Сказал Всевышний посланнику Своему: скажи «Аллах», потом оставь их, чтобы они играли, — ответил он айатом из Корана.

Тогда юноша, задававший вопросы, встал и закричал. Аш-Шибли сказал: «Аллах!». Тот снова закричал, а шайх снова сказал: «Аллах!». Тот в третий раз закричал и испустил дух.

Родственники умершего собрались и стали требовать от шайха, чтобы он отплатил им своей кровью. Повели всех к халифу. Когда все вошли, халиф обратился к аш-Шибли:

— Что скажешь в свое оправдание?

— Душа влюбилась, ощутила близость, была услышана, позвана, образумилась и ответила, в чем же моя вина? — ответил шайх.

— Нет за ним вины, — сказал халиф, — освободите его!


 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.) Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100