Божий гнев и милосердие
Вопрос: Как определяются Божий Гнев и Его Милосердие у суфиев?
Ответ: Два основных понимания: либо в обычном смысле – гнев как неприятности. Либо, в более «возвышенной» версии, гнев это удаленность от Бога, отделяющая человека от источника милосердия.
Оба понимания отчасти связаны, поскольку неприятности - это в большой степени вопрос интерпретации: что одному неприятности, то другому как с гуся вода. И способность не поддаваться неприятностям, не зависеть от них – это признак приближенности к Богу.
Милосердие как близость к Богу: когда человек перестает различать где мое и где Его. Какие тут могут быть неприятности? (Представляю такую сцену: после очередного землетрясения или наводнения человек стоит, почесывая голову, и шепчет: «Что же это мы с Тобой натворили»? :)
Вопрос: Гнев тоже исчезает?
Ответ: Само существование замешано на обоих атрибутах – без них не было бы ничего. Хотя бы поэтому вряд ли они могут полностью исчезнуть. Чтобы существовать, нужно ощущать свою отдельность – то есть испытывать Гнев.
Вопрос: Абсолютного несуществования не может быть?
Ответ: Для живого человека? Вряд ли.
Суфии говорят об исчезновении – фана и после этого пребывании в Реальности – бака. Но, скорее, имеется в виду, что человек постиг эти сферы и может там "бывать", а не то, что он всегда, полностью там находится и никогда ничего другого не ощущает.
Иными словами: нафс можно победить, но его нельзя уничтожить. Победитель должен быть готов к партизанским атакам со стороны побежденного :)
Вопрос: Что за жизнь такая: даже победивши нужно быть готовым к новой войне... Это что, судьба?
Ответ: А иначе все остановится, на то и нафс в озере, чтобы святой не дремал в океане единства :)
* * *
Вопрос: Степень приближенности-удаленности человека от Бога выражается в его способностях, силе характера?
Ответ: Интересный вопрос – можно ли провести прямые параллели между способностями и приближенностью-удаленностью. Наверное, если и можно, то очень осторожно.
Я не думаю, что обладание талантом, взятое само по себе, – признак близости. Пожалуй, самый явный признак близости – смирение. В этом случае, независимо от талантов и силы характера, человек делает то, что в состоянии сделать и принимает мир как данность. Смирение уменьшает дистанцию между человеком и миром.
У выдающихся людей может не быть смирения, и не так редко для них характерны растерянность, смятение, недоумение, бунт. Они, в силу акцента на собственной индивидуальности, более остро ощущают и могут сформулировать человеческое, ограниченное, видение мира.
Вопрос: Значит ли это, что вопросы о смысле жизни, о том что все бессмысленно – это признак удаленности от Бога? Смирение – это не поиск смысла, а просто приятие этого мира как данности?
Ответ: Я не думаю, что смирение отменяет поиск и борьбу.
Вопрос: Тогда как же быть? С одной стороны поиск, бунт, революция, а с другой – смирение... Как же ужиться меж этих двух огней?
Ответ: Путь – это путь преодоления противоположностей.
Вопрос: Преодоление – это уничтожение... Или как-то иначе? И странно: преодоление – это далеко не смирение и не принятие данного мира как он есть, это... некая критика этого мира, желание что-то переделать, изменить. Тут совсем не до смирения.
Ответ: Противоположности – это то, как наш ум видит мир. В самом мире ничего такого нет. То есть это преодоление не мира, а ограниченности ума. В наших силах ограниченность уменьшить, если есть интерес к этому занятию. Но, в общем-то, можно жить и без этого. Тут как с плаванием – нет моральной обязанности учиться. Но бывают отдельные ситуации, где навык может очень пригодиться :)
* * *
Вопрос: Т.е. Гнев Божий и Его Милосердие к человеку (отдаленность и приближенность к миру) определяются степенью смиренности этого человека?
Ответ: Смирение кажется важным моментом в этой связи, но не думаю, что он - единственный.
Например: человек в состоянии испытать Его милосердие благодаря тем талантам, которые ему даны. И если такой человек попытается «закопать свои таланты» - это верный способ испытать Его гнев. Человек, который обладает незаурядной способностью (хотя бы и в самом скромном масштабе, не обязательно это великий писатель), сам уподобляется Творцу в каком-то смысле, он способен испытать благодаря этому близость и милосердие. Главное – не закапывать.
Смирение часто связывают с пассивностью, с бездействием – и напрасно. Например, требуется смириться с тем, что талант требует развития и реализации, и делать все от тебя зависящее в этом плане. Даже если очень лень. :) Так и пророки порой пытались отлынивать от возложенной на них миссии; но для них смирение было в следовании Божьей воле и, неизбежно, действиях, ее воплощающих.