История про Рамануджачарью, великого святого, жившего в десятом веке н.э., и знаменитую восьмисложную мантру, такова.
Рамануджачарья тяжело переживал смерть человека, которого считал своим вечным духовным учителем, Ямуначарьи. Они так и не встретились при жизни. Приняв отреченный образ жизни и живя в известном святом месте Шри Рангам, Рамануджачарья получил так же и совет отыскать одного авторитетного в то время и славного вайшнава, который мог дать ему могущественную секретную мантру. Рамануджачарья восемнадцать раз припадал к стопам этого человека, прежде чем получить этот звук. Авторитетный вайшнав не хотел давать мантру всякому встречному-поперечному, считая ее уделом лишь избранных, самых лучших, самых чистых людей.
Получив замечательную мантру, Рамануджачарья вышел на площадь города и стал созывать туда всех жителей, обещая покончить раз и навсегда с их бедами и страданиями. Многие подумали, что им дадут что-то вроде слитков золота или мешки с деньгами. Все сбежались.
Рамануджачарья взобрался на крышу одной из построек и крикнул жителям, что он хочет, чтобы все были счастливы и перестали страдать, и что он готов отдать им самое дорогое, что у него есть : мантру, которая способна освободить их всех. Он звонко выкрикнул восьмисложную мантру. И вся площадь дружно, дважды, повторила звук вслед за ним. Люди чувствовали себя так, точно они пришли за стекляшками, а им дали настоящий бриллант, причем каждому в отдельности.
Затем Рамануджачарья пришел к авторитетному вайшнаву, который уже пылал негодованием. Авторитетный изругал Рамануджу ничтожным и злым человеком и пообещал ему, что он попадет в ад. Рамануджачарья ответил своему учителю, что он знает об этом и готов попасть в ад за то, чтобы тысячи людей обрели милость Нарайаны .
Потрясенный глубиной сострадания и самоотверженностью своего ученика, авторитетный вайшнав склонился перед ним, сложив ладони, и сказал Рамануджачарье: отныне это ты - мой гуру.
Сам же Рамануджачарья прожил сто двадцать лет, обучил и воспитал множество учеников, написал множество трудов, основной - Шри Бхашья. Его философия называется Вишиштадвайта. Боролся с учением Шанкарачарьи, Адвайта-вадой. Исследовал природу души и ее соотношение с природой Бога. Остановился на постулате качественного единства. Положил начало процветанию Шри сампрадайи, всю жизнь поклонялся Вишну в образе Лакшми-Нарайаны с великой любовью и преданностью. Совершал чудеса, большей частью с человеческим невежеством.
( Божественная чета Лакшми-Нарайана представляет собою аспект айшварьи, могущества и господства Вишну, и в Индии и по сей день множество процветающих храмов Лакшми-Нарайаны, где им поклоняются с пышностью и служат с почтением.)