[kamasutra] wayter> а ревнив ли Всевышний?
[wayter] kamasutra> понятно, что "ревность" это метафора, не должно пониматься буквально. Ревнив в том смысле, что не дает "зацикливаться" на мелочах, на не главном (хотя далеко не всегда это очевидно).
[wayter] есть такой суфийский афоризм: "кого Бог любит, тому посылает страдания". Часто он понимается буквально: посылает неудачи и несчастные случаи. Но имеется в виду не это, как мне кажется. Имеются в виду, скорее, страдания музыканта с абсолютным слухом, который вынужден участвовать в оркестре любителей, которые часто фальшивят. Один аспект. А второй в том, что он понимает, насколько и его собственная музыка несовершенна
Самодовольство - большая роскошь, и Бог отнимает эту роскошь у тех, кого любит. Бог ревнив в том смысле, что не дает близкому человеку отождествиться ни с чем меньшим, чем Абсолют.
Эта ревность проявляется по отношению ко всем людям, но некоторые ее ощущают более остро.
[casa] wayter> страдания - осознания?
[wayter] casa> да, бытийное осознание (особенно самого себя) часто связано со страданием.
[casa] wayter> наверное, Он, затем хочет от человека что-бы он уже самостоятельно не отождествлялся ни с чем меньшим?
wayter] casa> наверное. то есть ревность не сама по себе, а связана с неким Планом - довести человечество до определенного состояния.
[xim] wayter> Два выше перечисленных вида страдания связаны с эго, выходит, что если вдруг исчезнет причина этих страданий, исчезнут данные страдания и ... Бог перестанет любить = посылать страдания? (согласно афоризму)
[wayter] xim> согласно многих учениям в конце времен (или в конце личной истории) страдания не будет. Впрочем, Бог полон сострадания - и к мазохистам тоже :-)
[xim] wayter> я к тому, что подрузамевалось еще страдание или со-страдание к тем, кто страдает из-за своего эго.
Разве не бвает такова страдания? или это тоже от какого-то неведения = завес? Сострадание очевидно является страданием, эмпатия же нет. Бог ведь сострадает, вот и такой третий вид страдания предлагалось бы дополнить к первым трем видам страдания от эго. так примерно.
[wayter] xim> это область тонких психологических состояний. часто не хватает терминов для их описания, и термины сбивают с толку, поскольку один и тот же термин порой описывает самые разные состояния. По большому счету, сострадание не обязательно является страданием, поскольку не завязано на эго (один из признаков обычного страдания).
[xim] wayter> ага! теперь точно понятно, спасибо.
[shunyata] wayter> а есть ли наряду с со-страданием и со-
наслаждение.
[wayter] shunyata> конечно - это качество эмапатии, способности со-переивать с другим человеком и ощущать его переживания
* * *
[casa] wayter> еще вопрос: насколько сострадание (эмпатия) насылается Богом? или это от отождествления самого человека?
[wayter] casa> "насколько сострадание (эмпатия) насылается Богом". Тогда надо разбираться сначала, а что вообще не насылается Богом. Область темная и таинственная ).
Можно попытаться подойти с такой позиции: то, что объединяет людей, помогает вникнуть в другого, - приближает к единству, то есть к Богу. В этом смысле эмпатия может считаться "орудием Бога". А с точки зрения эволюционной биологии эмпатия - орудие выживания и эффективной совместной деятельности.
[kamasutra] wayter> а эмпатия может быть причиной привязывания к человеку?
[wayter] kamasutra> думаю, что это необходимый элемент, чтобы привязаться
[xim] wayter> но тогда выходит, что вообще нельзя никак сравнить сострадание Бога и Его страдание (часто упоминаемое в разных священных текстах и др. литературе) с чем-либо знакомым человеку по его эгоистическим страданиям. Скажем, человеку тогда никогда вполне не понять страдающего Христа?
[wayter] xim> телесное страдание кажется наиболее понятным
[rimlyanin] wayter> телесное страдание принятое со смирением очищает?
[wayter] rimlyanin> любые обстоятельства, которые эго истолковывает как негативные, если они принимаются со смирением свидетельствуют о внутренней чистоте и могут оказать трансоформирующее воздействие
* * *
[kamasutra] wayter> чем дополняется эмпатия, чтобы "быть тем, к кому ничто не привязано и кто ни к чему не привязан"?
[wayter] kamasutra> Шамс Табризи говорит: "Лица всех людей повернуты к Каабе Но убери Каабу, и станет ясно: все они поклоняются сердцу друг друга. В сердце одного человека - поклонение сердцу другого".
Эмпатия должна дополняться пониманием, что конечный объект поклонения не тело и не эго человека (во всяком случае, не только), а сердце. То есть эмпатия и сострадание не должны вести к поклонению завесе, к идолопоклонству, а должны указывать на сердце (или на всю целостность человеческого бытия).
[килька] wayter> да, ведь часто в эзотерических текстах слову "привязанность" придается негативный оттенок, но если понимать это слово не как синоним "отождествления", а как несколько более крепкую (глубокую) связь с кем-то (чем-то), то возможно, немного привязанности в подобном смысле может и не повредить? То есть, некое небезразличие допустимо?
[wayter] килька> без сомнения. как обычно, есть тенденция упрощать сложные идеи, и опять же путаница в терминологии. Любовь тоже привязанность своего рода.
Из
чата 7 мая 2005 г.
Встречи по субботам в 8 часов вечера, время московское.