Искусство как метод преображенияCила искусства: оно позволяет испытать
катарсис, трагическое очищение, которое в обычной жизни нам малодоступно.
Искусство меняет наш взгляд на жизнь, открывает в повседневности и в трагедии нечто недоступное невооруженному взгляду – Реальность, то есть
красоту, которая находится в основе всего, будь то нечто безобразное или трагическое.
Человек воспринимает жизнь при помощи различных чувств – не только органов восприятия, таких как слух или зрение. Одно из чувств – нравственное. Как и все чувства, оно ограничено. Поэтому нам свойственно осуждать с нравственных позиций других людей и даже Создателя, который, например, позволяет гибнуть невинным людям.
Интеллект также ограничен по-своему – нам никак не удается умом понять как милосердный Бог допускает такое безобразие. Но эстетическое чувство по какой-то причине лишено подобных ограничений. Прекрасным может быть не только цветок, но и ужасающее извержение вулкана.
Согласно учению суфиев, у Бога есть два вида свойств – атрибуты мощи (гнева) и атрибуты красоты (милости). Только эстетическое чувство позволяет по-настоящему увидеть, что эти атрибуты
едины – что мощь может быть прекрасна. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю». Когда суфии говорят, что они приемлют как милость Возлюбленной, так и ее гнев, – это, по преимуществу, не нравственный или интеллектуальный, а эстетический подход. То есть умение видеть красоту Возлюбленной даже там, где ее не придет в голову искать обычному человеку. «Бог прекрасен и любит красоту» (
хадис).
Поскольку многие скрытые истины могут быть поняты только «эстетически», духовная школа должна в какой-то мере пользоваться методами искусства.