ПАМЯТЬ.
В далекие 80-е я работала диспетчером управления воздушным движением. У меня было два наставника ( в профессиональном смысле) - руководитель полетов, иранец, Асадулло Джавадович Маданиев ( Мадани), и старший диспетчер Вальтер Фейль. Оба - специалисты высочайшего уровня и удивительного человеческого обаяния. Благодаря Асадулло (мы звали его ласково Алик) я и стала диспетчером. Женщин туда не брали по определению. А он верил в меня.
Это произошло во время ночной смены, когда за пультом управления северо-западного сектора воздушного пространства находился Вальтер. В радиоэфире появились странные звуки, отличавшиеся от обычного рабочего фона (команды диспетчера, донесения экипажей). Из-за большого количества самолетов радиосвязь практически непрерывна и уловить в этом, кажущемся хаосе, что-то еще невозможно. А этот посторонний звук, напоминающий «бубнеж», был настолько слаб и прерывист, что вначале его расценили как радиопомеху. Радиоволна, отразившись от ионосферы, может прийти с другого полушария; или когда включались «глушилки» с афганской стороны с диверсионными целями. Но в данном случае, срабатывал пеленгатор и указывал направление источника звука вглубь нашей территории. А он продолжал появлятся с определенной периодичностью.
Возможно, любой другой диспетчер отмахнулся бы – неизвестно что не моя зона ответственности и т.п. Не буду утомлять техническими подробностями специальных действий, но Вальтер сделал все и даже больше, чем все. Оказалось, что сигнал шел от неизвестного воздушного судна, потерявшего ориентировку из-за отказа приборов и частичной потери радиосвязи (осталась только дальняя коротковолновая ). Кто не знает, что такое потеря ориентировки в ночное время, поясню: пусть пожар, отказ двигателей, все что угодно, но в этих случаях ты знаешь, что делать. А при потере ориентировки ты даже не знаешь где верх, а где низ. Полная дезориентация.
Вальтер, работая только по пеленгу, вывел борт с набором высоты на перевал Хайрабад, самую высокую точку, оборудованную приводной радиостанцией и, транслируя команды военного диспетчера экипажу, посадил борт на близлежащем военном аэродроме в режиме односторонней потери радиосвязи. Ответственность за действия диспетчера в полном объеме несет руководитель полетов.
Вальтера представили к награде, но «высокое начальство» из Москвы расценило по-своему. За управление не в своей зоне ответственности и т.д. и т.п. вашего диспетчера не награждать надо, а увольнять за несоответствие. Вообщем не наградили, но и не уволили.
А экипаж того самолета приезжал. Благодарили Вальтера сдержанными мужскими объятиями. Не обошлось и без банкета.
В зоне ответственности юго-восточного сектора, где я работала, самой высокой точкой был тоже перевал - Хабурабад, который служил ориентиром и рубежом набора максимальной высоты.
Вальтер сейчас живет в Германии, а Асадулло Мадани погиб при трагических обстоятельствах.