Из статьи У.Читтика "Встречи с воображающимися людьми" (журнал
"Суфий" N 9):
"Все это время я не сводил с него [духа] глаз, опасаясь, что он ускользнет от меня, так как я не сомневался, что это воплощенный дух, и знал, что взгляд удерживает его" (
Футухат IY 12.1)
Процитировав Ибн Араби, Читтик пишет:
В другом месте Шейх объясняет, что он имеет в виду, говоря что "взгляд удерживал его". При помощи взгляда человек контролирует воплотившиеся духовные сущности. Дух не может изменить свою форму и ускользнуть, пока человек удерживает его в поле зрения. Шейх указывает на это, обсуждая тот факт, что духи по своему желанию способны принимать любую воображающуюся форму:
...Когда кто-либо останавливает взгляд на такой духовной сущности и продолжает смотреть на нее, то она не может спрятаться. (
Футухат I 133.4)
В этой связи интересно вспомнить архаический запрет оглядываться.
"В мифах, сказках, поверьях самых разных народов земли то и дело повторяется одно и то же табу — запрет оглядываться при ходьбе или во время выполнения важного магического действия...
Европейскому читателю наиболее знакомы два варианта этого мотива — один в греческой мифологии, другой в Библии.
Эти знаменитые сказания привлекли внимание выдающейся советской исследовательницы О. М. Фрейденберг: «Когда жена Лота оглянулась, она обратилась в соляной столб. Когда Орфей оглянулся на свою жену, она осталась навеки в преисподней. «И кто будет в поле, также не обращайся назад»,- говорится у Луки о гибели мира (17, 31–32). У римлян, идя в дорогу, нельзя было оглядываться назад. И в современном суеверии «уйти и вернуться»-«быть беде» (…); правила хорошего тона, сплошь основанные на пережиточном мировоззрении, запрещают на улице оглядываться»
Итак, исходный смысл этого табу можно сформулировать иначе:
нельзя оглядываться при возрождении существа, похищенного и уведенного в другой мир.
Такое наивное представление («
не смотри на демона, чтобы он тебя не увидел») заключено в кульминации гениальной повести Гоголя «Вий». Стоило Хоме Бруту посмотреть на Вия, как Вий, в свою очередь, увидел его, черти схватили Хому, и он погиб".
Отсюда В архаических сказаниях человек смотрит на демона, и тогда демон обретает власть над ним. А у Ибн Араби человек смотрит на духов - и обретает над ними власть.
Возможно истолковать так, что демоны - существа из низших миров - обретают власть над человеком посредством взгляда. А человек обретает власть над духами при помощи взгляда, являясь по отношению к ним чем-то вроде демона или, во всяком случае, существом низшего, по отношению к Барзаху, мира. В обоих случаях существо более высокого мира становится доступным взгляду существа более низкого мира.