Итак, слово, или понятие, это посланник Единобытия в нашем мире. В Коране сказано: "слово - оно, как дерево доброе: корень его тверд, а ветви в небесах..." (К.14:24)
Более высокий уровень сознания позволяет увидеть в объекте вертикальное измерение. В самом низу - твердые корни, объект имеет ясно очерченные границы. Он есть то, что он есть. А = А. Это мир косной материи.
Свобода от необходимости и ограничений материального мира появляется по мере восхождения: объект обретает смысл, а смысл - подвижен, он подвергается изменению. Корень врос в материальное, а ветви гибки, листва смыслов находится в постоянном движении.
* * *
Иллюстрацией этого положения может служить развитие физики. Еще в 19-ом веке мир представлялся собранием объектов, каждый из которых самостоятелен, отделен от других и обладает четко описываемыми свойствами.
Но в новой физике 20-го века мы видим совершенно другую картину, в которой прежнее видение мира является лишь частным случаем. Теперь Природа уже предстает не просто как коллекция раздельных объектов, но как нечто цельное.
Хотя объектом физического исследования остался тот же материальный мир, но теперь ученые проникают глубже в основы материи, что требует большего абстрагирования.
Более высокое абстрагирование от материального дает новое для физики, но вполне традиционное для эзотерических духовных учений видение мира.
Ф. Капра в книге "Дао физики" пишет: "Так, квантовая теория свидетельствует о принципиальном единстве Вселенной. Она показывает, что нельзя разложить мир на независящие друг от друга мельчайшие составляющие. <...> Углубляясь в толщу материи, мы обнаруживаем, что она состоит из частиц, которые, тем не менее,
не похожи на "строительные кирпичики" в понимании Демокрита и
Ньютона. Это просто идеальные модели, удобные с практической
точки зрения, но лишенные фундаментального знания. По словам
Нильса Бора, "изолированные материальные частицы -- это
абстракции, свойства которых могут быть определены и
зафиксированы только при их взаимодействии с другими системами"
http://lib.ru/KAPRA/daofiz.txt Капра считает, что видение мира в современной физике соответствует буддийскому или даосскому. Наука здесь не выступает антиподом духовной традиции. Когда наука "копает" достаточно глубоко, она открывает истины, которые являются частью духовной культуры.
Можно, конечно, возразить, что ученый оперирует в основном интеллектом (в отличие от адепта духовной школы, постигающего Реальность бытийно) - так о каких же более высоких уровнях сознания здесь идет речь?
Дело в том, что принцип единобытия не позволяет нам исключить что-либо (даже интеллект) из картины целостности. Интеллект, как бы он ни был ограничен, является частью метода, который позволяет познать Реальность.
С точки зрения предлагаемой модели сознания высшие формы интеллекта соответствуют более высоким уровням сознания, хотя сознание, конечно же, не сводится к интеллекту.
Настоящий ученый, кстати, познает Природу не только интеллектом, но и бытием. Точно так же хороший поэт создает стихи всем своим существом, а не только при помощи словаря рифм
.
Интеллектуальное постижение, особенно в его высших формах, всегда было частью духовной традиции. Вряд ли можно сомневаться в том, что Будда, Лао Цзы или Иисус обладали незаурядным умом.
* * *
Таким образом, по мере восхождения к более высоким уровням сознания происходит следующее:
Во-первых, предметы теряют свою определенность, окончательность и завершенность. Почему? Потому что начинает проявляться единство, и стираются границы объекта, отделяющие его от остального мира.
Во-вторых, грань между наблюдателем и наблюдаемым становится менее четкой. Причина та же.
В-третьих, как следствие, на более высоких уровнях сознания возникает свобода. Можно назвать ее свободой творчества. Из "гибких" объектов можно создавать почти все, что угодно.
Важное замечание: более высокий уровень сознания не отменяет более низкий. Высокое включает в себя низкое, вытягиваясь в вертикальное измерение Единобытия.