Некоторые рассуждения о восприятии.
Восприятие – это первичное понятие, не поддающееся определению. О нём можно сказать только что оно есть.
Воспринимающий – если мы будем искать воспринимающий субъект, т.е. того, КТО воспринимает, то будем видеть только воспринимаемое. В конце концов оказывается, что воспринимающий как таковой не может быть увиден и не может быть отделён от воспринимаемого. То есть, если нет воспринимаемого (даже если это восприятие отсутствия воспринимаемого), то нет и воспринимающего.
Воспринимаемое можно разделить на следующие категории:
1. Актуально воспринимаемое – т.е. воспринимаемое в данный момент.
а. Прямо воспринимаемое – т.е. объекты, о которых мы можем сказать: «я это сейчас воспринимаю (вижу, слышу, чувствую и т.д.)». Особая разновидность - восприятие восприятия – это то, что называют осознаванием.
б. Бессознательно воспринимаемое – т.е. объекты, воспринимаемые в данный момент, но о которых мы не можем сказать, что воспринимаем их. К этому разряду относится всё, воспринимаемое или участвующее в восприятии в автоматическом режиме или в бессознательном состоянии. Отличительной особенностью бессознательно воспринимаемого является то, что она потенциально осознаваема, то есть её можно перевести в разряд прямо воспринимаемой памяти, либо научиться воспринимать прямо непосредственно в процессе.
2. Потенциально воспринимаемое. То есть то, что принципиально может быть воспринято, но не воспринимается в данный момент. Например, если я никогда не видел, скажем, Каспийского моря, то для меня это потенциально воспринимаемый объект. Он принципиально может быть воспринят при определённых усилиях. Также к потенциально воспринимаемым объектам относятся, например, события в прошлом, память о которых в данный момент никак себя не проявляет.
Восприятие может целиком перейти в потенциальную форму, например, под общим наркозом. Также оно может целиком находиться в бессознательном режиме – например, у примитивных животных.
Вторая классификация воспринимаемого может быть представлена следующим образом:
1. Физически воспринимаемое – воспринимаемое с помощью физических органов чувств.
2. Умственно воспринимаемое – воспринимаемое как бы «мысленным или умственным взором». Это воображение, эмоции, мысли, память и так далее.
Третья классификация:
1. Прямое восприятие – непосредственные сигналы, поступающие в нервную систему и ещё не прошедшие обработку. Это – гипотетическое понятие.
2. Первичная интерпретация –
а. начальная, бесформенная, интерпретация. Это восприятие «чего-то в чём-то». Характерна для новорождённых и примитивных животных.
б. интерпретация, происходящая обычно в автоматическом режиме. Таким образом мы различаем форму, вкус, цвет, запах и так далее. В базовом виде свойственна и для новорождённых.
3. Вторичная интерпретация – различение. Таким образом мы относим объект к какому-либо разряду – отличаем чёрное от белого, хорошее от плохого, приятное от неприятного и т.д.
4. Абстрактная интерпретация – это многообразные логические и иные операции, производимые с абстрактными объектами, хранящимися в памяти. Интерпретация в данном случае происходит в определённой знаковой системе и может быть переложена из одной системы в другую, а так же допускает существование множества вариантов интерпретации. В результате человек делает те или иные отвлечённые выводы о предмете размышления.
5. Личностно-эмоциональная интерпретация, производимая в соответствии с верой в существование объекта «я».
6. Акты волеизъявления.
7. Чистое я-чувство.
Мы можем сказать что-то определённое только о том, что воспринимается прямо. О том, что не воспринимается прямо, мы можем лишь строить гипотезы, основанные на косвенных данных.
Сознание – это понятие, эквивалентное актуальному восприятию. Иными словами, если нет актуального восприятия, то невозможно сказать, что есть какое-либо сознание. Если восприятие полностью потенциально, то можно говорить лишь о потенциальном сознании.
Существование – это понятие, имманентное сознанию. Вне сознания невозможно говорить о каком-либо существовании. Всё существующее может быть воспринято. Если оно может быть воспринято только косвенно, в своих проявлениях, то существование данного объекта является гипотетическим.
Необходимо различать следующие понятия: осознанность, самосознание, индивидуальное сознание, сознание как таковое.
Осознанность - в буддизме - сати - это способность наблюдать сам процесс восприятия. Воспринимать восприятие. "Отдавать себе отчёт" в воспринимаемом, в том, что имеет место акт восприятия.
Самосознание можно назвать ещё "я-сознанием", то есть сознанием отдельности своего некоего "я" от других. Оно свойственно человеку и видимо высшим животным.
Индивидуальное сознание в той или иной степени свойственно всем живым существам, но оно не обязательно сопровождается я-сознанием. Индивидуализированность восприятия это своего рода ограниченность восприятия, обуславливающая тот факт, что живое существо воспринимает мир под определённым углом, имеет определённые аффектированные предпочтения и приоритеты.
Понятие же сознания как такового - это следствие посыла буддизма, гласящего, что сознание может быть лишено всяких признаков, делающих его индивидуализированным. Оно может быть лишено вышеупомянутых аффектированных ограничений. Замечу, что всякие характеристики типа "моё сознание" - это следствие всё тех же искажений, того, что сознание индивидуализировано и отмечено "яшностью".
Индивидуализированность, самосознание и осознанность - это лишь те или иные модусы восприятия-сознания. Первые два ведут ОТ чистого сознания, третье - К нему.