К поиску духовного руководства призывал преп. Симеон Новый Богослов, сам прошедший ученичество у старца Студийского монастыря Симеона Благоговейного: «Лучше тебе именоваться учеником ученика, нежели проводить жизнь своеобразно и собирать бесполезные плоды своей воли» [Симеон Новый Богослов 1993, 221]. Преп. Симеон Новый Богослов замечает, что «духовное рождение» необходимо предполагает, что человек вначале находится в состоянии «чада» и нуждается в духовном руководстве. «Как детям рождаемым невозможно засемениться и родиться без отца, так невозможно родиться свыше, т.е. принять благодать Святого Духа, и тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше» [Там же, 445]. Преп. Симеон подчеркивает важность того, чтобы руководитель был подлинно духовным, соединяющим не с собой, но с соборной церковной жизнью, т.к. есть и «ложные» учителя, которые, «будучи обладаемы тщеславием и гордостью и думая о себе, что суть великие некие, хотя ничто суть, делаются отцами, учителями и апостолами, сами себя рукоположив» [Там же, 448]. Духовное руководство требовалось и для того, чтобы человек научился «отсекать свою волю» и т.о. преодолевал ограниченность своего индивидуализма, самомнения и самоуправства; см.: [Иеромонах Иларион 1998, 444].
Источник