Форум может служить развитию, только пока участие в нём не становится самоцелью.
Иначе эго начинает активно кормиться этим.
По теме. Доказательство того, что общение с подобными себе развивает и человеческий мозг.
1. Человек постоянно общается с миром. Человеку свойственно, пока у него есть хоть какая-то наблюдательность и тяга к познаниям, испытывать мир на ответную реакцию. Человек совершает действия и получает обратную связь. Это основа психической, и далеко не самой высшей, деятельности (животным это тоже свойственно, да и ещё ниже). Это основа адаптации к окружающим условиям.
2. Среди всех окружающих объектов, систем и явлений имеются различные по сложности устройства (а значит, чаще всего, и отклика на внешние воздействия). От самых простых (камень, палка, элементарные предметы быта и неживой природы) до самых сложных. Среди самых сложных на первых местах три "явления": Бог (весь мир, вся Вселенная, как единое целое, в том числе непроявленное), затем человек (другие люди) и на третьем месте высшие животные.
3. Возьмём за истинное известное в народе высказывание "с кем поведёшься - от того и наберёшься". Оно иначе звучит так: человек, как самообучающаяся система, перенастраивается, перекалибруется под наиболее эффективное взаимодействие с ближайшим в данное конкретное время окружением (в том числе люди, электроника, живая природа, всякая бытовая дребедень))) Берём за истинное, при этом можем привести множество примеров, когда это работает.
4. Чем более сложная структура взаимодействия с явлениями, чем эти явления разнообразнее, тем совершеннее становится сама самообучающаяся система - наблюдатель (здесь опускаю несколько очевидных логических последовательных шагов).
5. Так как человек сложнее и разнообразнее, чем компьютер, кастрюли-сковородки, камни-палки, рыбки-птички и так далее, кроме самого Бога, то общение с другим человеком - развивает нашего рассматриваемого человека. Чем больше людей, с которыми общается наш человек, чем они разнообразнее по своим проявлениям, характеру, качествам, умениям, и т.д. - тем более развивается и человек. Развитие же напрямую соотносится с числом задействуемых нейронных связей. Утверждение доказано
Несколько следствий, сами собой, напрашиваются из этого доказательства.
1. Старческий маразм, а также "домохозяйская тупость", извините за возможный наезд на кого-либо, а также "юзерская тупость", поражающая людей, сидящих годами только у экрана компьютера - всё это - проявление адаптации к окружению низкого уровня. Физическое одиночество (имеется в виду отсутствие или недостаток в непосредственном окружении других людей) и пребывание перед экранами телевизорови компьютеров приводят к умственным расстройствам, многие из которых, вероятно, не описаны официальной медициной, но вполне диагностируются "нормальными", общительными людьми, живущими полноценной жизнью.
2. Наибольшей восприимчивостью и адаптируемостью обладают дети (и вообще детёныши живых существ). Поэтому, от того, насколько разнообразны условия жизни, контакты с окружащим миром, с разными людьми, животными, природой и так далее - у ребёнка в его первые N лет жизни, тем более развитым он становится, более разносторонним, более активным и заинтересованным к жизни вообще. Сколько именно эти N лет - скажут специалисты по детскому развитию. Но лучше всего, чтобы N не было ограничено сверху.
Иными словами, домоседство и прикованность к компьютеру для ребёнка - очень опасно и вредно, для его развития и психики прежде всего. Также как из года в год одинаковый ритм жизни и одинаковые места посещения (в том числе места отдыха) - закладывают цикличность мышления и неспособность вырваться из некоего жизненного круга, даже если он уже давно перестал устраивать уже вполне взрослого человека.
3. Для развития наиболее необходимо разнообразие. Кроме прочей пользы, разнообразие жизни (путешествия, посещение разных мест, общение с разными людьми) приводит к естественному обобщению наблюдаемых явлений и, при хорошем стечении обстоятельств, при соответствующей подкованности человека, приводит его и к осознанию единства всего мира и к замечанию в мире следов проявления Творца. При этом, необходимой частью разнообразия является и уединение, которое позволяет найти следы Высшего и в себе самом. А разве не это является одной из основ суфийского учения?
4. Из разнообразия следует также то, что, если человек чувствует, что он остановился в развитии, ему необходимо выделить те сферы своей жизни, в которых наблюдается наименьшее разнообразие, и полностью посвятить своё время заполнению этой бреши. Если много общения, но мало уединения, или общение с друзьями - но нет любимого человека, или есть любимый человек, но попросту нет интимной близости, или есть общение и работа - но из-за сплошной работы нет отдыха... и так далее и тому подобное - следует просто начать восполнять эти недостающие элементы жизни.
5. Важнейшее следствие: если круг общения человека состоит из людей, более развитых и разносторонних, чем он сам - идёт его развитие. Если менее - идёт его деградация, при этом крайне поднимается эго, за счёт ощущения себя выше и умнее других. Этот эффект известен любителям темы успеха. Хочешь стать успешнее - общайся с более успешными.
И несколько дополнений.
1. К 4-му следствию нужно добавить и вот что: восполнение недостающих элементов жизни как раз и даёт ощущение наполненности бытия, того самого счастья, к которому так многие стремятся и о котором так любят рассуждать - что же это такое. Естественным образом встроен высочайший стимул к развитию - через ощущение счастья от повышения разнообразия взаимоотношений с окружающим миром.
2. Существующая терапия психических заболеваний с помощью общения с животными только подтверждает всё сказанное выше. Это заполнение ещё одной важной сферы жизни. Кроме того, кажется, в китайской культуре говорится о необходимости хотя бы по 10 минут (или полчаса) в день наблюдать основные стихии: течение воды, горение пламени, небо с облаками. Сюда же можно добавить работу с естественными материалами: глиной, песком, землёй и другими. Это, по словам исследователей энергетики человека, как раз и наполняет особыми энергиями, совершенно необходимыми психике. Это можно называть энергией, а можно - активизацией соответствующих нейронов или повышением разнообразия жизни или пополнением её определённых сфер. Результат одинаков.
3. Что касается соприкосновения с Высшим - тут, видимо, мало одного только разнообразия, нужен ещё и целенаправленный поиск именно того Единства, в котором проявляется Высшее. Думается, можно попробовать объяснить принципы ученичества: ученик направляется Учителем в те условия, в которых тот получает возможность восстановить баланс восприятия, повысить разнообразие явлений вокруг себя. Уходя же в длительные медитации, ученик, видимо, настолько заполнен внешними впечатлениями, а его внутренняя работа с ними настолько завершённа и результат - его внутреннее состояние настолько целостно, что всё, что остаётся - это пребывать в этом состоянии и войти в него максимально глубоко... дальнейшее сокрыто от моего взора, о дальнейшем уже расскажут те, кто знают, что там, если, конечно, захотят
И ещё: каков максимальный уровень сенсорного, опытного, наблюдательного познания какого-либо явления? Это способность стать единым с этим. На это навела цитата с первой страницы сайта: "
Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле - и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам - они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю - он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет. Байазид Бистами"
Если же это явление - весь мир, то...