Когда общее понимание некоторых принципов «РОДНИК» сложилось, я обнаружил сходство своих рассуждений с системой Константина Сергеевича Станиславского.
Его система была создана с конкретной целью – достижения полной психологической достоверности актёрской работы. В рамках этой цели перед актером ставилась задача в короткий срок практически «вжиться» в представляемый им на сцене образ. Только при таком условии действия и жесты актера становились достоверными.
Константин Сергеевич первым обратил внимание на существование процесса «от внешнего – к внутреннему, и от внутреннего – к внешнему».
По его замыслу, сначала окружающая обстановка, смысл роли и выполняемые поведенческие штампы по крупицам рождали внутри актера подлинные переживания персонажа. А на спектакле актер концентрировался уже на чувствах – и теперь они порождали достоверные поступки и жесты, правдивые и свободные от штампа.
Остается удивляться и восхищаться, как гениальный режиссер опередил все современные ему психологические школы.
Он разглядел природный процесс, с помощью которого естественным образом происходит трансформация поведения человека, и сознательно его использовал.
Ниже я привожу выдержки статьи из Википедии, посвященной методу Станиславского:
● Система Станиславского – теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 гг. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, что определяет пути перевоплощения актёра в образ.
В основе лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.
- Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
- Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли, и концентрируется на моментах, когда благодаря внешнему воздействию начинает он испытывать подлинные переживания.
- Искусство переживания – актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает достоверные действия, правдивую жизнь образа на сцене.Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.
Правдивость переживанийОсновной принцип игры актёра – правдивость переживаний. Актёр должен реально переживать то, что происходит с персонажем. Эмоции, испытываемые им, должны быть подлинными. Актёр должен верить в «правду» того, что он делает. На сцене он должен не изображать, а проживать что-то. Если актёр сможет что-то прожить, максимально в это поверив, он сможет правильно сыграть роль. То, что он будет играть, будет вплотную приближено к реальности, и тогда зритель этому поверит.
Продумывание предлагаемых обстоятельств Чтобы персонаж чувствовал и действовал наиболее верным образом, необходимо понять и продумать обстоятельства, в которых он существует. Обстоятельства определяют его мысли, чувства и поведение. Актёр должен понять внутреннюю логику персонажа, причины его поступков. Актёр должен для себя «оправдать» каждое слово и каждое действие персонажа, то есть понять причины и цели.
Рождение текста и действий «здесь и сейчас»
Очень важная особенность актёрской игры – переживание «здесь и сейчас». Любая эмоция, любое действие должно родиться на сцене. Актёр, несмотря на то, что он знает очередное действие персонажа, должен захотеть совершить это действие. Тогда оно будет естественным и оправданным.
Если одно и то же действие из спектакля в спектакль будет совершаться каждый раз «здесь и сейчас», то оно не станет у актёра неким «штампом». Каждый раз оно будет выполняться по-новому. И его выполнение будет давать актеру ощущение новизны, необходимое для того, чтобы получать удовольствие сделанным.
Работа актёра над своими собственными качествамиЕщё один важный аспект профессии актёра – умение управлять своим вниманием. Актёру необходимо, с одной стороны, не отвлекаться на присутствующих в зале, с другой – максимально концентрировать внимание на партнёрах и действии пьесы.
Актёр должен уметь управлять эмоциями, вниманием, памятью, и посредством сознательных актов контролировать жизнь подсознания.
Взаимодействие с партнёрами
Творчество в театре чаще всего носит коллективный характер. Актёр работает на сцене вместе с партнёрами, взаимодействие с которыми – очень важный аспект его профессии. Партнёры должны друг другу доверять, помогать и содействовать. Чувство партнёра, взаимодействие с ним – один из основных элементов, позволяющий сохранять и поддерживать включённость в процесс игры.
● =======================
Вполне предсказуемо, что система Станиславского имеет исторический фундамент. Достаточно вспомнить ритуальные танцы древних воинов и охотников, которые и сегодня можно встретить у племен, сохранивших архаичный уклад жизни. Во время исполнения охотничьего ритуала, мужчины проигрывали шаблонные моменты охоты, преследовали и побеждали «добычу» – одного из охотников, одетого в звериные шкуры или украшенного птичьими перьями. Помимо милости богов, это приносило и чисто прагматический результат: предварительно вживаясь в роль охотника и настраиваясь эмоционально, в реальной ситуации человек действовал более решительно и спонтанно, исчезали сомнения и страхи.
С этой же, исключительно функциональной точки зрения, можно рассматривать и длительное историческое существование в разных культурах обряда посвящения, или – инициации, когда мальчики посвящались сначала в юноши, потом – в воины, и вступали во взрослую жизнь. Обряд инициации служил отправной точкой формирования у человека новой роли. И на этом моменте торжественно и сознательно фиксировалось его внимание.
Ритуалы, выполняемые в процессе инициации, давали представление о некоторых типичных шаблонах поведения, свойственных данной роли. Инициация создавала для новой роли форму и основу, с тем, чтобы в дальнейшей жизни человек творчески дополнял и развивал ее уже самостоятельно.
Опираясь на сказанное, можно сделать вывод, что многие проблемы в семейных отношениях являются следствием того, что еще известные нам обряды и традиции стали носить фольклорно-развлекательный характер.
С наступлением очередного этапа жизни мы не делаем усилий для
сознательного формирования и наполнения содержанием новой роли, этому этапу соответствующей.
И тогда, наша способность к творчеству оборачивается для нас своей отрицательной стороной: в новой ситуации мы действуем не с позиции адекватной ей роли, а используем спонтанный синтез – смесь из ролей, ранее нами уже освоенных. И с какой позиции мы будем действовать в очередной момент, не предсказуемо ни для нас самих, ни для окружающих. Соответственно, не предсказуем и результат: имеем то, что имеем…
Вывод: сознательное формирование новой роли, базы для будущих поступков на новом для нас поприще, служит залогом их четкости и эффективности, благодаря тому, что мы заранее формируем устойчивую связь между спецификой конкретных обстоятельств и конечным набором адекватных реакций.