Симург - вещая птица, обитающая на горе Каф. Это один из наиболее популярных образов в изобразительном искусстве и литературе Среднего Востока.
В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. В поэме Аттара "Беседа птиц" 30 птиц под руководством мудрого удода отправляются в путешествие на гору Каф в поисках Симурга, своего Господина.
* * *
Персидский поэт-суфий Аттар отказался от понятий "стоянка" и "состояние", заменив их метафорой "долина" в своей знаменитой поэме "Совет птиц", в которой он аллегорически изобразил суфийский путь и его цель. В поэме птицы решают избрать себе царя - волшебную птицу Симург, живущую где-то далеко на горе Каф. Они отправляются в дальний путь, испытывают всевозможные трудности и лишения. Некоторые птицы не выдерживают и отказываются от дальнейшего полёта. И вот, наконец, в последний момент птицы, долетевшие до цели, понимают, что каждая из них и есть Симург.
Аллегории Аттара понятны: птицы - это суфии, а Симург - Бог. Путь в поисках Симурга - это путь суфийского совершенствования, на котором необходимо преодолеть 7 долин, чтобы понять, что каждый и есть Бог.
Эту аллегорию можно также истолковать как попытку объединить различные "я" внутри человека. Некоторые "я" сопротивляются путешествию, их приходится уговаривать. Мудрый удод, который зовет птиц на поиски Царя, это более сознательное "я". Те духовно устремленные "я", которые находят Царя и достигают цели, понимают, что они - все вместе - и есть тот Царь, которого они искали.
* * *
О множественности "я" (из "В поисках чудесного" П.Д.Успенского):
Очень часто, почти в каждой беседе, Гурджиев возвращался к вопросу об отсутствии в человеке единства. — Одна из главных ошибок человека, – говорил он, о которой необходимо помнить, – это его иллюзия относительно своего "я". "Человек, каким мы его знаем, "человек-машина", который не в состоянии что-либо "делать", с которым и через которого всё "случается", лишён постоянного и единого "я". Его "я" меняется так же быстро, как его мысли, чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом; в действительности, он – всегда другая личность, не та, какой он был мгновение назад. "Человек, не имеет постоянного и неизменного "я". Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в любом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде – как понятие. Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: "я". И всякий раз это "я" различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль – и так до бесконечности. Человек – это множественность. Имя ему – легион.
Источник