В книге Идриса Шаха "Знать как знать" приведен пример одного из методов обучения кошек:
Если взять кошек и начать их обучать исполнению каких-нибудь простейших трюков, на это уйдет уйма времени, потому что кошки с трудом поддаются дрессировке; их способность к вниманию весьма ограниченна, и у них нет природной склонности учиться чему-либо. Поэтому их очень редко дрессируют.
Группу кошек стали обучать выполнению определенных заданий и засекали по часам время, затраченное на дрессировку. После этого исследователи взяли одного «обученного» кота и поместили в вольер с «необученными» кошками того же возраста, из той же группы и семейства. И вдруг оказалось, что необученные кошки «учились» у обученного кота, просто находясь в его присутствии и наблюдая за ним.
Они выучились в пятьдесят раз быстрее своих собратьев, обучавшихся посредством дрессировки.
Когда результаты этого открытия впервые были опубликованы в Англии, автор статьи в популярной форме излагавший данное исследование, закончил ее важным выводом. Он писал, что, возможно, данное открытие проливает свет на то, почему в Средние века великие художники и мыслители были постоянно окружены учениками, которые обожали своего мастера, жили с ним под одной крышей и служили ему. Они работали с ним, учились у него и, в свою очередь, становились мастерами.
Таким образом, вполне вероятно, что мы просто открываем заново метод обучения, в определенных сферах превосходящий по своей эффективности все, к чему мы привыкли
Источник:
http://lib.rus.ec/b/133615/readВероятно, об этом же шла речь в книге "Магия востока":
В 1968 г. Лаборатория по исследованию головного мозга при Нью-йоркском медицинском колледже опубликовала (в «New Scientist» от 11 апреля) сообщение о том, что, если кошкам показывать, как другие кошки выполняют определённые действия, они обучаются этим действиям гораздо быстрее.
Источник:
http://cardshouse.castalia.ru/apokrif.php?c=r_bc22r49_51 Мне не удалось найти саму статью. А отыскать первоисточник хотелось бы в связи с тем, что совершенно другое утверждение содержится в книге "Мозг и душа", которую написал Крис Фрит ("Making up the Mind" Chris Frith):
Эдвард Торндайк в Нью-Йорке помещал кошек в специально сконструированные клетки-головоломки. Это были небольшие клетки с дверцей, которую кошка могла открыть определенным способом, например дернув за веревочную петлю. Торндайк показал, что кошки могут научиться дергать за веревочку, выбираться из клетки и добираться до рыбы, положенной перед клеткой. Но главный вопрос, на который он хотел ответить, состоял в том, как кошки этому обучаются.
Торндайк понял, что для ответа на этот вопрос нужно узнать, как они не обучаются. Он показал, что кошкам не помогало наличие учителя. Кошки не обучались путем имитации. Неоднократное наблюдение за кошкой, которая уже научилась выбираться из клетки, потянув за веревочку, ничуть не помогало другой кошке.
Торндайк также продемонстрировал, что кошки не учатся путем демонстраций. Он брал кошачью лапу в руку и тянул ею за веревочку, тем самым выпуская кошку из клетки наружу, где она могла съесть рыбу. Но и после многих таких демонстраций кошка, которую оставляли в клетке в покое, далеко не сразу тянула за веревочку.
Источник:
http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/Chris_Frith/Chris_Frith0__.phpО том же говорится в английской версии вики:
To see if the cats could learn through observation he had them observe other animals escaping from the box. He would then compare the times of those who got to observe others escaping with those who did not, and found that there was no difference in their rate of learning
Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/Edward_Thorndike#cite_ref-Kentridge_8-0Судя по русской и английской версии википедии, журнал "New Scientist", который упоминался во второй цитате, скорее эпатажный, чем научный. На сайте журнала мне не удалось найти ссылки на статью о кошках от 1968 года. Нужна помощь. Нет ли у кого доступа к этой статье или же англоязычной версии книг Шаха, чтобы лучше понять, о чем там речь?