(
По материалам сегодняшнего чата)
20:36:49 [wayter] "
Поскольку завтра каждый восстанет со своими прежними качествами, да не наградит Бог никого дурной натурой в этом мире!" (Абду-р-Рахман из чиштийского ордена, известный также как Рахман-баба, о дне Воскресения)
Видимо, между этим и тем миром (горним и дольним) нет непреодолимого барьера. Качества того присутствуют в этом, дело лишь в интенсивности.
Задумываясь о том мире, пытаясь представить себе его в умопостигаемом виде, можно понять какие именно качества и в этом являются принципиальными, сутью, необходимостью для неизбежного процесса "переселения"
[мухомор] "что вверху, то и внизу"
[wayter] Я попытался отнестись к идей Воскресения буквально - вот, наступил день, люди воскресают, они живут старыми мерками, а им приходится приспосабливаться к совершенно другому миру, к другим концепциям. Это сущий Ад! :-)
Кому будет труднее? тем, кто цепляется за себя и за свои устаревшие или слишком узкие представления - так ведь? Кого испугают наши небоскребы и самолеты (если воскрешают в современном мире)?
Уж, конечно, не Будду, сидящего в медитации.
[hookah+] wayter> легко будет неунывающим авантюристам.
wayter: Неунывающий авантюрист, вроде Ходжи Насреддина, - вполне суфийский персонаж :-)
[килька.] wayter> следут ли из этого, что человек может пребывать одновременно в двух мирах, и что в определенном смысле смерть - это и есть воскресение, поскольку в таком случае они неразделимы? Т.е. пока не воскреснешь дл другого мира - не умрешь для этого?
[wayter] килька.> да, в каком смысле это так и есть. В жизни присутствует смерть, в настоящем - будущее. Мир един и в пространстве и во времени - Таухид, по-нашему :-)
[wayter] Поскольку в умственном эсперименте по воскрешению ситуация "сгущена", становится более понятным, что именно сущностно и первостепенно в том, что мы называем духовной устремленностью
[Nil] wayter> а с другой стороны, нет ни времени, ни пространства?
[wayter] Nil> не будет :-)
[wayter] Каждая культурная и духовная традиция говорит на своем языке, и понимание часто отсутстсвует, хотя люди говорят об одном. Необходим "Розетский камень", который позволит перевести "текст" одного учения на другой - или, если угодно, универсальный язык. Он необходим и для того, чтобы понять собственную традицию тоже
[wayter] Приспособление (не приспособленчество) идет, так или иначе к Реальности. В настоящем она более проявлена, чем в прошлом (кто-то может не согласиться, конечно) - но я имею в виду и что-то очевидное: новые знания, отсутствие старых рамок, возможность увидеть мир с новых точек зрения. Индивидуум проделывает ту же духовную эволюция - от маленького эго, которое скрывает реальность - к знанию целого (и переживанию целого, конечно).
Поэтому у меня возникло определение суфизма: Суфийский Путь это метод адаптации человека к Единобытию (
вахдат аль-вуджуд).
Понятие
адаптации, или приспособления, для меня - часть этого "Розетского камня"*, позволяющего понять языки разных учений. В конце концов, вся личная история, как и история человечества, сводится к тому, что Бог, Хакк,
Реальность творит человека и общество по своему образу и подобию. То есть адаптирует людей к Себе. И акт творения не прекращается ни на одно мгновение.
[килька.] как-то встретилось такое высказывание: "ад здесь, на земле, но многие не хотят в этом признаваться"... и там же: "рай здесь, он в сердцах праведных"
[Nil] wayter> имеется в виду выход за пределы текста?
Если пользоваться языком филологии, то это равносильно переходу от звуковой формы слова к его денотату, означаемому в предметном мире.
[wayter] Nil> имеется в виду понимание того, что такое традиция, Школа. В чем ее функция, чем она может помочь и чем не может. Что актуально, а что устарело.
[Nil] wayter> означает ли это сравнительный анализ различных традиций с целью уяснения общих свойств и различий? Означает ли это что найденное "общее" будет именно тем, что может помочь?
[wayter] Nil> предоставим сравнительный анализ ученым -компаративистам. Но для нас важно знание ключей.
[килька.] wayter> можно ли сказать, что то. что является значащим для жизни в "мире ином", явлется необходимым и для лучшей жизни в "этом мире"? (тогда и грань между ними как бы сирается, ведь принято считать, что там абсолютно другие критерии). Могло бы это послужить критерием актуальности различных "составных частей" традиции?
[wayter] килька.> я думаю, что можно - но достоинства духовной жизни в этом мире неочевидны, кажутся порой ненужной роскошью. Хотя буддизм, скажем, нацелен на конкретную цель - избавление от страданий в этом мире - но многим кажется, что игра не стоит свеч :-)
Nil] wayter> "адаптация к Единобытию" есть приобретение неких свойств, позволяющих полноценно жить с осознанием Единства?
[wayter] Nil> "смотреть в одном направлении и видеть Одно" (Дж.Нурбахш)
[Nil] wayter> а свойства, о которых мы говорили: отрешенность, гибкость, "детскость"?
[wayter] Эти свойства можно связать с более цельным, нераздробленным виденьем. Ребенок еще не противопоставляет себя миру, он воспринимает себя частью его. Это первичное состояние, наш "дом", как говорят суфии. Мы это состояние теряем, но пытаемся к нему вернуться ("космическое сознание").
[yes] wayter> Что может устареть в традиции? метод?
[wayter] yes> многое - методы, представления.
[yes] wayter> Означает ли это, что представления были ложные, и может ли это тогда быть традицией?
[wayter] yes> если у человека отмирает кожа на ладошке, означает ли, что он уже весь умер? :-) Или перестал быть человеком? Умирание - необходимая часть жизни. И ложь тоже необходимая ее часть, поскольку полную и окончательную истину мы не ведаем.
[yes] wayter> Я понимаю, что традиция - это передача Знания, но может ли Знание устареть?
[wayter] yes>
Знание не может устареть, если оно знает, в чем именно оно устаревает! Это ключ.
-----------------------------------
* Розетский камень содержит запись постановления египетских жрецов. Благодаря тому, что запись была сделана в нескольких вариантах, удалось разгадать древнеегипетскую иероглифическую письменность. Камень был найден в предместье Розетты, города, расположенного недалеко от Александрии в августе 1799 года, французскими солдатами. Хранится в британском музее.
http://historic.ru/lostcivil/egypt/gallery/roset_st.shtml