Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: В чем различие между множественностью личностей и множественностью "я"  (Прочитано 8464 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
С этой точки зрения нашим поведением управляют фрэймы. Тут например есть фрэйм форума. На работе фрэйм работы, с друзьями фрэйм друзей итд...

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Видимо, множественность "я" можно приравнять к внутренней непоследовательности, переменчивости, когда человек отождествляет себя со случайной эмоцией или мыслью.
Ну и много встречали вы людей с таким неадекватным поведением? Я - нет. Ну бывают истерические, холерические персонажи с высокой скоростью реакций и длинной цепочкой невидимых мне внутренних ассоциаций - их действия кажутся мне "непоследовательными и переменчивыми" но после выяснения причин оказывается что у меня медленнее происходит реагирование. А отождествиться можно только с личностью (одной из, можно по очереди). Даже желания-капризы типа "хочу мороженое сейчас" расчитаны на общение с публикой в некой своей роли и могут быть названы "отождествлением с 'я'" неправомерно.

Вы пишете:

"Ну и много встречали вы людей с таким неадекватным поведением?".
То есть Вы хотите сказать, что все или почти все люди абсолютно последовательны в своих чувствах и поступках? Для этого у них должен быть, как минимум, "управляющий". У нас совсем разный круг общения :)

Вы пишете:
"А отождествиться можно только с личностью".
Видимо, имеется в виду социальная роль?  Если используется гурджиевский термин, то отождествиться можно с чем угодно, а не только с социальной ролью. И особенно легко отождествиться с эмоцией.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
И страх смерти ни при чем, можно найти другую работу, но это невыгодно работнику и он предпочитает потерпеть. Энергетически это оправдано до определенной степени.
То есть, он действует в системе координат выгодно-невыгодно, и преследует ту цель, что бы результат его действий был более выгодным? А что такое выгода для него? И почему невыгодное хуже?

apok

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 345
  • Reputation Power: 0
  • apok has no influence.
    • Просмотр профиля
Как личность, состоящая из многих я, может контролировать эти я? ИМХО никак, нет никакого контроля, ибо контроль подразумевает способность распознавать, отделяться и управлять отдельными я - ничто в обычном человеке на такое не способно.
Странно, но в моем примере как раз описан такой случай - личность работника распознает неблагоприятные "я" (дать по морде), отделяется от них и управляет ими (подавлением или вытеснением или заеданием шоколадкой - не важно).


Можно рассматривать "я", как математические векторы, имеющие направление и силу. К ним можно прилагать векторный закон сложения векторов.
Произвольное утверждение, из него делаются дальнейшие безосновательные выводы.


И страх смерти ни при чем, можно найти другую работу, но это невыгодно работнику и он предпочитает потерпеть. Энергетически это оправдано до определенной степени.


Личность - это не просто "набор привычных 'я'", а довольно устойчивая структура в психике, которая "знает как себя вести" в конкретном окружении. С друзьями я использую нецензурную лексику, а на форуме, в семье, на работе - нет. Не признавать это управлением - ну я не знаю почему. А управляет только то, что "выше" уровнем. Здоровая организация всегда сильнее индивидуума, а организованная "группа 'я'" сильнее отдельного "я". Ну недостаточно отдельного "я" чтобы с ним отождествиться, а вот с личностью - пожалуйста, даже нужно для успешной социальной жизни. Вот такие результаты наблюдений (чисто субъективных).
"Все уже сказано? Да, несомненно, — если бы слова не меняли смысла, а смыслы не меняли слова" (Жан Польян)

apok

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 345
  • Reputation Power: 0
  • apok has no influence.
    • Просмотр профиля
Видимо, множественность "я" можно приравнять к внутренней непоследовательности, переменчивости, когда человек отождествляет себя со случайной эмоцией или мыслью.
Ну и много встречали вы людей с таким неадекватным поведением? Я - нет. Ну бывают истерические, холерические персонажи с высокой скоростью реакций и длинной цепочкой невидимых мне внутренних ассоциаций - их действия кажутся мне "непоследовательными и переменчивыми" но после выяснения причин оказывается что у меня медленнее происходит реагирование. А отождествиться можно только с личностью (одной из, можно по очереди). Даже желания-капризы типа "хочу мороженое сейчас" расчитаны на общение с публикой в некой своей роли и могут быть названы "отождествлением с 'я'" неправомерно.
"Все уже сказано? Да, несомненно, — если бы слова не меняли смысла, а смыслы не меняли слова" (Жан Польян)

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Это не недуг и язва а нормальное наше состояние.
Когда рассматривают как недуги и язвы реллигии запугивают людей и получается обратный результат тому чего достигается в учении Гурджиева. Если бояться то только увидев инстинктивно будешь убегать подальше, если смотреть как на нормальное состояние "все мы грешны" и иметь понимание своего ничтожества(без отвращения просто понимание насколько я мал и ничтожен перед силами которые здесь) то можно начинать изучать. Страх и боязнь тут очень вредны по моему.

Вот как раз фраза попалась вроде принадлежащая индейцам: " Всё на земле имеет своё назначение каждая болезнь и каждая трава которой лечишь эту болезнь и каждая персона это миссия..." (Неонилла подбрасывает :)).
« Последнее редактирование: 06 ЭЮпСап 2012, 19:37:11 от Neznaika »
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

Скажем, у человека резкий перепад настроения под воздействием каких-то чисто физиологических причин - только что он был любезен, а через минуту мрачен и сварлив. Можно ли это считать сменой "я"?


Переменчивость нрава, согласно святителю Игнатию Брянчанинову, относится к тщеславию, которое является одним из главных страстей:

"Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву - ветхость Адама, которая образовалась из его падения".

Источник

Видимо, множественность "я" можно приравнять к внутренней непоследовательности, переменчивости, когда человек отождествляет себя со случайной эмоцией или мыслью. При этом случайное переживание оказывается ведущей силой на данный момент - отстутствует, т.ск., центральное руководство. Это и есть "недуг и язва".
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Наверное проще всего описать как-то так: "я" это то кем я являюсь здесь и сейчас и какой об этом отчёт я сам себе об этом состоянии могу отдавать.
Личность с психологической точки зрения всегда рассматривается пост фактум как определение для будущих целей и установок.
"Я" состояние в моменте
"Личность" определение этого момента после случая.
"Я" для себя и своего опыта
"Личность" больше для умственных оперирований.
"Я" эзотерический внутренний взгляд на себя
"Личность" психологическое внешнее определение того-же состояния но для внешних рассмотрений

Личность в учении рассматривается как совокупность всех этих "я" как моделей поведения. Но вопрос тут по моему ставился именно о разнице или схожести  психологического термина "личность" и термина учения "я".
Личность в психологии в нормальном состоянии рассматривается как "я" но только для умственных определений и установок. Нету в психологии точно такого же аспекта рассмотрения личности с точки зрения состояния и момента как в учении или если и есть то лишь в определениях а не в стремлениях им обладать.
Что-то вроде этого. По моему
« Последнее редактирование: 05 ЭЮпСап 2012, 13:02:32 от Neznaika »
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Sem

  • Вопрошающий
  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 358
  • Reputation Power: 2
  • Sem has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sky-art.com/
Я думаю что есть в человеке контроль над множ."я" - их контролируют личности. Банальный пример: начальник меня распекает, а я ему не отвечаю, хоть он и неправ. - в этом случае моя личность, которая хочет сохранить должность, контролирует "я" - реакцию на несправедливость "желание дать по морде начальнику".  А если б человек,по словам ПДУ "жил в последнем "я"", то начальники получали бы по морде каждый раз (и мир бы стал определенно лучше  :) )
Личности - это наборы привычных я, связанных с привычным окружением или ролью, которую человек играет в жизни. Личности состоят из многих я, которые формируются отношениями, воспитанием, подражанием, чертами, частями машины и проч. Как личность, состоящая из многих я, может контролировать эти я? ИМХО никак, нет никакого контроля, ибо контроль подразумевает способность распознавать, отделяться и управлять отдельными я - ничто в обычном человеке на такое не способно.
Можно рассматривать "я", как математические векторы, имеющие направление и силу. К ним можно прилагать векторный закон сложения векторов. Практически, это значит например - что одинаково сильные желания, направленные в противоположные стороны,  не приведут к действию, покуда одно из них не станет сильнее. Описываемый пример очень хорош для рассмотрения и анализа. В данном случае, одновременно действую много я - желание дать начальнику по морде и страх потерять работу, основанный на страхе оказаться без денег и крыши над головой, основанный на страхе смерти. Страх смерти - одно из самых сильных желаний человека, и оно служит невидимой основой и причиной для большинства всех других его я. Другая могучая сила, (вытекающая собственно из страха смерти) - желание продолжение рода и все биологические программы, с этим связанные.
Вот почему так легко происходит выражение негативных эмоций: на начальника кричать нельзя, а то он скажет: "давай , до свидания", и уволит, но можно подавленный страхом гнев излить потом на подчиненного, ребенка, кошку или стол.
« Последнее редактирование: 05 ЭЮпСап 2012, 00:29:12 от Sem »

apok

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 345
  • Reputation Power: 0
  • apok has no influence.
    • Просмотр профиля
Множеством "я" (в кавычках) называются все возможные реакции центров. Считается что человек отождествлен с каждой реакцией машины на внешние обстоятельства. Т.е. в каждое "я" человек вкладывает все чувство себя. По моим наблюдениям эта идея - большое преувеличение.


Личности - это социальные роли. Их несколько, можно посчитать (для жены, для друзей, для начальника, для сотрудников и т.д.) Вот с личностями человек действительно отождествляется (имхо), вкладывает чувство себя  в образ каким он себя видит и каким его видят другие.


Я думаю что есть в человеке контроль над множ."я" - их контролируют личности. Банальный пример: начальник меня распекает, а я ему не отвечаю, хоть он и неправ. - в этом случае моя личность, которая хочет сохранить должность, контролирует "я" - реакцию на несправедливость "желание дать по морде начальнику".  А если б человек,по словам ПДУ "жил в последнем "я"", то начальники получали бы по морде каждый раз (и мир бы стал определенно лучше  :) )
"Все уже сказано? Да, несомненно, — если бы слова не меняли смысла, а смыслы не меняли слова" (Жан Польян)

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Там в отрывке из ВПЧ который предоставил Зейтан тоже есть попытка определить что это такое. Психология определяет и это конечно возможно до какой-то степени, в учении эти я пытаемся изучать и найти связи с тем чтобы их обьединить, чтобы стать неслившимся с ними а воспринимать их как роль, чтобы обьединить эти роли в группы и в дальнейшем в общее, чтобы перескакивая из одного я в другое оставалось непринуждённое самонаблюдение.
Психология не ставит задачей изучение ролей с этой целью. Как раз наоборот в основном стараются лишь внешне констатировать и обьяснить некоторые поведенческие странности. Определяя ты не можешь познать Я, ты можешь сказать это был я втой ситуации, но скорее всего никто не изучает в психологии распознавать свою роль в моменте, а ведь в каждом моменте эти я согут изменится.
Также я связывались с тем что теряется память(хотя потеря памяти связывалась и с непомнением себя совершенно, но там видимо говорилось о другого рода памяти). Мы наверное знаем случаи когда чтоб споснить что-то пытаемся воспроизвести ситуацию в которой были чтобы та модель поведения или я или соц группа возвратилась.
Определения психологические дают внешнее познание как и всё знание книжное, учение даёт внутреннее изучение и познание (эзотерическое можно сказать) через свой опыт и ощущения.
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Вот цитата из ВПЧ:


Цитировать
«Смена «я», их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода немедленно вызывают целую группу «я»; холод, туман, дождь вызывают другую группу «я», иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену «я», — главным образом потому, что человек её не замечает или не осознаёт; он всегда живёт в последнем «я». Конечно, некоторые «я» бывают сильнее других. Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или механических внешних стимулов. Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религии, касты и традиций, очарование новых лозунгов — создают в личности человека очень сильные «я», которые господствуют над целыми группами других «я», бодрее слабых. Их сила — это сила вращающихся «валов». И все «я», образующие человеческую личность, того же происхождения, что эти «валы»: они — результаты внешних влияний; и те, и другие приводятся в движение и управляются внешними воздействиями ближайших моментов.


Мне кажется что с точки зрения Гурджиева нет разницы между социальной ролью и "я", с его точки зрения человек также бессознателен в своей социальной роли. Т.е. ему только кажется что он намеренно в нее входит.


Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Личности определения психики и подвержена определениям и описаниям.
Множественность я связанна с познанием чего-то в отношении чего-то более твёрдого и постоянного в себе и подверженно опыту и опытным экспериментам и обуславливается всесторонним пониманием этого я в себе в связях чувств, ощущений, интеллект-функций, эмоциональных состояний и возможно в определении самим человеком для того чтобы изучать как и когда они проявляются и меньше подпадать под их гипноз. Что-то вроде этого.
Уверен что тут есть намного больше сторон различий и схожестей.
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Собственно, в цитате Зейтана говорится только о множественности личностей в человеке, не о множественности я. И если личности наблюдать в каком-то смысле легче (на подчиненного кричу, а на начальника - нет), то о наблюдении множественности именно я, которые меняются каждые несколько секунд, и связанных с этим темы - источники я, отсутствие единства, воли, и собственно отсутствии сознания, мне читать не приходилось.

В приведенной цитате из У.Джеймса  (здесь) речь идет о социальных ролях, насколько я понял. Возможное понимание Успенского: наши "я" сменяют друг друга все время. Есть ли различия?

Скажем, у человека резкий перепад настроения под воздействием каких-то чисто физиологических причин - только что он был любезен, а через минуту мрачен и сварлив. Можно ли это считать сменой "я"?

Могут ли "я" формироваться независимо от социальных ролей? Возможно ли, что социальные роли являются более крупной единицей и состоят из мелких "я"?





Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100