При СВ происходит полная остановка мыслей (о чем-то близком пишет Успенский, но не Гюрджиев), и исчезают все автоматические ассоциации.
Это не является моей позицией. Я не считаю, что все мысли при СВ должны останавливаться. Слово все по отношению к автоматическим ассоциациям яне использовал, это Вы так прочитали мой текст, а теперь приписываете мне подмену тезиса.
Да, я понял Вашу позицию именно так. Если Вы и подразумевали не это, то сформулировали очень похоже, согласитесь:
Как мне видится, самовспоминание связано с контролем над внутренним миром и подразумевает остановку, частичную или даже полную, обычного потока ассоциаций (по крайней мере, осознаваемых).
Очень сложно прочитать Ваш текст как-то иначе.
Полная остановка ассоциаций не означает, что останавливаются
все?
Количество внимания или объектов, которые мы можем держать в сфере внимания, ограничено. Если в СВ вы пытаетесь следить за своими движениями, мыслями, эмоциями, а также не упускать из внимания своего собеседника и другие факторы (к вопросу "какого себя вспоминать"), то вполне возможно, что такое большое количество объектов внимания просто превышает наши нейро возможности.
Нейро возможности? Не думаю, что самовспоминание как-то существенно завязано на ЦНС (в отличие от мышления). Иначе у просветлённого мозг вообще должен отказывать. Странно слышать от суфия настолько материалистическое высказывание, если честно.
В этом случае большинство осознаваемых ассоциаций прекратится и наступит та самая (может быть частичная) остановка мыслей, о которой говорит Успенский и многие другие традиции.
Здесь придётся по пунктам:
1. Что мешает сделать неосознаваемые ассоциации осознаваемыми?
2. Можно узнать, о каких "многих других традициях" идёт речь? Кастанеда? И кто ещё? Медитативные техники не предусматривают подавление мыслительного процесса.
3. Подавляет поток ассоциаций — самых грубых, выраженных во внутреннем диалоге — только внутреннее напряжение, которое вносится концентрацией. Осознанность, в отличие от концентрации, — не суженное, а расширенное внимание. И при правильном усилии — расслабленное, которое само по себе не вносит никакого напряжения. Это мой опыт, но и цитаты при необходимости могу найти.
Из своего опыта могу сказать, что СВ не мешает беседовать. Но вот писать стихи - ремесло, которое полагается в начальной стадии, до фазы отбора и фильтрования, на бессознательные процессы - в СВ мне лично сложно.
Мой опыт таков, что нет никакой деятельности, которой может мешать самовспоминание.
У меня также есть сомнения относительно остающейся в СВ на том же уровне хаотичности ассоциаций. Что-то все-таки меняется, меньше воображения, особенно отрицательного, пустых сожалений, отвлечений от темы и т.п. По моему опыту, мышление становится менее хаотичным. В сознании поддерживается интенсивная связь с основной задачей, решаемой в ситуации, а ассоциации и другие аспекты внутренней жизни настраиваются на решение этой задачи - т.е. хаоса поменьше.
Могу сказать, что т. н. "хаотичность" ассоциаций — одна из основных присущих им черт. Даже если решается какая-то конкретная задача, это не мешает ассоциациям свободно течь, вполне хаотично отражая различные её грани. Вспомните:
Перевод происходил следующим образом: Гурджиев вспоминал персидские стихи, иногда повторяя их потихоньку про себя, а затем переводил их мне на русский язык. Через какие-нибудь четверть часа я был погребен под формами, символами и ассоциациями; тогда он говорил: "Ну вот, а теперь сделайте из этого одну строчку!"
Возвращаясь к контексту темы, в которой зародилось обсуждение: самовспоминание не затрагивает творческую функцию мышления. Самонапряжение — да. Но самонапряжение сопутствует, прямо скажем, неправильной форме усилия.