Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.
Все они как один свидетельствуют, что
там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизреченная Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека...
Протоиерей Александр Мень. История религии. Источник
подразумевается ли в суфизме реальное онтологическое единение с Аллахом? Или нет как утверждает автор статьи?
"В отличие от суфиев, православные подвижники имеют право употреблять понятия «соединения», «пребывания», и др. не аллегорически и символически, а реально, онтологически". - это из
статьиПредставляю к себе, как к Халладжу, который только что экстатически воскликнул "Я - Бог! (Истина)" подходит пытливый православный исследователь и спрашивает: "Вы это аллегорически утверждаете или онтологически"?