«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц
Почему "стиль"(инструмент) важнее предмета? Как инструмент(стиль) может создавать что-то(без человека управляющего им)? И почему важно строительство цивилизации в смысле духовности? Ведь цивилизация способствует механизации, отдалению от духовности?
Прежде всего, когда Вы пытаетесь понять смысл сказанного, полезно знать контекст. Это фраза из статьи Г.Померанца, которую легко найти в сети:
Стиль полемики, который Александр Исаевич (может быть иронически) назвал бархатным, не сразу мне дался. Только в 1970 г., вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими «Бесами» , я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца» . В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию» . Верный догмату, я в 90-е годы дважды выступал в печати против хамской полемики с Солженицыным (признаться, без надежды на взаимность с его стороны). Источник
Почему стиль важнее предмета обсуждения? Хотя бы потому, что предмет обсуждения не всегда характеризует нравственный и бытийный уровень участников дискуссии. Они могут обсуждать возвышенные эзотерические идеи, а стиль обсуждения (оскорбления, переход на личности, нарушения принципов дискуссии, незнание правил мышления, отрицательные эмоции и т.п.) выдает их уровень бытия довольно легко.
Как инструмент(стиль) может создавать что-то(без человека управляющего им)?
Стиль - выражение определенных качеств человека. Не всегда можно считать его инструментом. Как сказал Жорж Бюффон, "Стиль - это человек".
И почему важно строительство цивилизации в смысле духовности? Ведь цивилизация способствует механизации, отдалению от духовности?У слов, как известно, могут быть разные значения. Желательно понять, в каком именно значении использует это слово автор. Как мне видится, Г.Померанц противопоставляет цивилизацию дикости и неотесанности. То есть речь не идет об отдалении от духовности. Те общества, в которых возникали дорогие нам духовные идеи и практики, были также особыми
цивилизациями. Например, древнеегипетская цивилизация, шумерская, греко-римская и т.д.