"Успенский был учеником ГИГа " это можно назвать и общеизвестным фактом но вот "и написал книгу, излагающую его (ГИГа) учение" это если и общеизвестно принятое суждение так скорее это общеизвестное заблуждение.
Во первых это "фрагменты неизвестного учения"
Во вторых систематичность там не особо видна и сам Успенский вроде на это не претендовал и вроде писал что там нету ни систематичности ни хронологичеости. А Гурджиев одобрил только то что Успенский не исказил его слов, но он ничего не говорил о правильности суждений Успенского. Так что книга ВПЧ ценна только тем что там много неискажённых цитат, всё.
Там нету систематичности, системы, методов, учения. Точка.
Книга Успенского "В поисках чудесного" излагает учение Гюрджиева (то есть доступные Успенскому фрагменты оного) более систематично, ясно и последовательно, чем они изложены в книгах самого Г.
Г. не задавался целью излагать свое учение систематично, ясно и последовательно. Во всяком случае, книга "Рассказы Вельзевула" (если считать, что учение изложено там) к разряду ясных книг не относится.
По теме:
Авторитетность источников
"Более систематично"- для кого, по сравнению с чем? Более систематично для формирующего разума? Да, и это начальный подход с которого и я начинал. Но вполне возможно что он не соответсвует действительности.
Смотрите последовательность с которой распределил свои книги Гурджиев. Самую как-бы логически ясную и понятную третью книгу он "посвятил" самым развитым, менее понятную как-бы "биографически литературную" он "посвятил" менее продвинутым, ну и самую скрытную и наиболее непонятную -начальному уровню. Казалось бы с чего-бы это? Но если вспомнить его призовы "не анализировать по началу" можно предположить что в начальном уровне или уровне немножко выше обычного, он не считал человека способным адекватно анализировать, и только в довольно высоком уровне прилагает некие " сведения" на прямом языке, тем которые уже способны анализировать.
Тоесть то что Вам кажется систематичным это может быть только иллюзия, так как вы не способны к критическому восприятию "Вельзевула".
Что-то вроде этого если не слишком я тут напутал.
ВПЧ сложен ещё и тем, что разговоры или цитаты приводимые там были приводимы разной продвинутости людям и по разным случаям. "Со стороны" это кажется не значительная деталь, но в действительности некоторые слова в более продвинутом уровне приобретают значения понимаемые иногда очень разно, сравнивая с обычным пониманием, и это можно вывести из намёков об универсальном языке(в основном возможном в небольшом обществе или учении) примерно как терминологии верований или специфических учений.
Огромнейшая проблема тут та что основная часть учения проводимого во время Успенского была используя обычные слова, но вкладывая в них необычный смысл. Это позже появился "Вельзевул" с его необычными словами, которого Успенский даже запрещал читать, может быть изза того и запрещал что это показывало расхождение с его прямо понимаемым смыслом.
Ну вот такая-то каша.