Одной из важнейших особенностей суфийской традиции, на мой взгляд, является то, что она заточена на накопление и передачу духовного опыта (конечно, в определённом русле и направлении), а не на воспроизводство некоего эталонного опыта. Условно - суфизм это традиция странствия, в противоположность традициям сохранения.
В буддизме и христианстве мы видим декларацию существования некоего эталонного опыта, заданного основателями традиции, а сама традиция служит лишь непрерывным попыткам воспроизвести этот опыт или хотя бы приблизиться к нему. Это приводит к ряду далеко идущих последствий. Например, традиция оказывается крайне консервативной. Из века в век вопроизводятся одни и те же формы, считающиеся эталонными. Развитие традиции оказывается строго ограничено определёнными рамками. Появляется понятие каноничности и неканоничности. Даже буддизм, в зависимости от школы, пытается дифференцировать "истинную нирвану" от "неокончательной".
Суфизм же, с другой стороны, никогда не имел сколько-нибудь чётко сформулированного эталонного опыта. Фана и Бака, например, описываются иносказательно и к общему пониманию различные братства приходят скорее консенсусно. Есть общепризнанные лидеры, но они равные среди равных и являются скорее авторитетами чем эталонами. Даже Мохаммед был пророком, а не "святым" как таковым, что резко выводит его из поля "эталонности", посколько пророческий удел - дело сугубо непроизвольное и к тому же Мохаммед был "печатью пророков", после него пророков уже не ожидается. Поэтому суфизм это скорее такой огромный поток людей, связанных общими интересами и обменивающихся опытом, вырабатывающих определённые критерии верификации и т.д.
В результате суфизм приобрёл такие черты как гибкость и отсутствие раз и навсегда канонизированных методов и форм, способность приспосабливаться к различным обстоятельствам и условиям, и - главное - суфизм приобрёл способность к эволюции. Это - эволюционирующая традиция. Об этом, как мне кажется, нужно постоянно напоминать себе, читая древних суфиев.
Мы привыкли к тому, что, читая труды святых отцов церкви или буддийских философов двухтысячелетней давности, можно полностью применить их слова к нынешней православной или буддийской традиции. Мы привыкли к тому, что это - одна и та же традиция, один и тот же опыт, рассказываемый разными словами.
В случае же с суфизмом с подобным, привычным нам, подходом надо обращаться с крайней осторожностью. Можно лишь с уверенностью сказать, что это - одна традиция в плане преемственности. Однако в остальном тот суфизм, что мы видим сейчас, общаясь с учителями и тот, о котором мы читаем из книжек - это разные явления, по типу реки, в которую нельзя вступить дважды. Особенность суфийского подхода в том, что в нём происходит отбор и закрепление удачных элементов внутреннего опыта, а неудачные постоянно и свободно появляются и отмирают. Поэтому когда мы читаем труды древних суфийских мистиков, мы видим наряду с элементами "удачного" духовного опыта также и то, что давно уже отжило своё в живой традиции. Т.е. нельзя судить об "истинном" суфизме по древним книгам. Истинный суфизм тот, что есть здесь и сейчас или, с другой точки зрения - тот, что был в совокупности на всём протяжении своей истории.
На мой взгляд, эта особенность суфизма придаёт ему огромный потенциал в современном мире. Потенциал, которого нет, при всей его мощи, у буддизма. При необходимости суфизм легко может ассимилировать буддийский опыт и опыт иных традиций, а обратное как правило не верно.