Евгений, вы меня просто потрясаете. В буквальном смысле.
С одной стороны, вы мою тему (и мои вопросы) вообще-то ПОНЯЛИ.
С другой стороны, вы реагируете ну АФИГИТЕЛЬНЫМ способом. И это на понятое! Неужели так бывает? (обычно афигительное приходит потому, что меня вовсе не поняли, и даже близко не)
Вы мне становитесь все более интересны, честное слово.
Ну это были эмоции, теперь по существу.
Ни о каком новом Великом пути речи нет. Вы нормально отметили три нормальных черты нормального явления (то есть закостенелости мышления). Нормальное здесь я употребляю в смысле очень распространенное (но не как норма, на которую можно бы ориентироваться).
Но мои два вопроса только обостряются.
1. Вы говорите, что ЛЮБОЙ недостаток механичен. Почему??? Можете объяснить, что такое для вас эта самая механичность?
Я вот понимаю механичность как то, что в конкретном человеке можно наблюдать как наличный факт - механичность восприятия и поведения.
Механичность восприятия - это вообще-то метафора. Означает: все входящие впечатления бессознательно (ну то есть
сами собой, без специально обращенного внимания) делятся на энное число типов воздействия. Получается этакий переключатель с энным количеством клавиш. Ну и на каждую клавишу гомо сапиенс выдает по ответу, естественно стандартному, то есть повторяющемуся (и это уже механичность поведения). Причем клавиш этих не так уж много, число эн находится в пределах десятка.
Чтобы человек привык таким клавишным способом воспринимать мир, должны быть, конечно же, причины. Причины внутри этого самого человека. Эти причины можно назвать "недостатками", - ну раз они ведут к такой безрадостной клавишности.
Но каким образом эти причины
сами могут быть механичными??!
2. Также непонятно и с граблями.
Грабли для меня - это тоже метафора. Означает: делаешь некое небольшое действие (зубцы грабель торчат невысоко над землей), получаешь сильный удар, и обязательно по лбу. Ошибка состоит в том, что не заметил зубцов, - а не в том, что не знаешь, что зубцы соединены с длинной палкой. Про эту палку как раз знаешь, только ее в данном месте тоже не замечаешь. Кроме того, "наступание на грабли" - как метафора - всегда подразумевает, что ПОДОБНОЕ ЯВЛЕНИЕ УЖЕ БЫЛО в твоем опыте. То есть ты просто плохо помнишь вчерашние удары по лбу, и потому сегодня получаешь новый.
Так что в граблях для меня заключено два момента:
а) не-узнавание того, что УЖЕ С ТОБОЙ ПРОИСХОДИЛО.
б) беспокойство о том, чтобы не наступить, - это беспокойство о сохранности своего лба. ВСЕГО ЛИШЬ! (я лично полагаю, что лоб дан в большой степени для того, чтобы получать по нему удары. Это, так сказать, смысл существования лба)
Поэтому любую ошибку я никак не могу назвать граблями. Есть море ошибок (а лучше сказать не ошибок, а неправильностей), которые человек совершает именно потому, что НЕ ЗНАЛ, что так будет неправильно. То есть в своем прежнем опыте НЕ ИМЕЛ НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Сунулся в новое - и не знал, что оно тут такое. Например, юный влюбленный и не подозревал, что его Джульетта сварлива и ленива. Если ему об этом говорили, он, ясное дело, не верил. Поверил, когда ПОТОМ увидел - когда УЗНАЛ. И это очень хорошо, что он узнал. Также хорошо, что узнал, что это знание имеет определенную цену - это удары-то по лбу.
Если это и грабли, то они оказываются страшно полезны. Без них вообще ничего не узнаешь.