- Имеют ли значения для чего/кого? Ещё раз: мы не пытаемся выяснить "истинные намерения" игроков. Это дело заведомо бессмысленное и более того, даже сам человек зачастую не очень в курсе относительно своих собственных намерений и мотивов. Именно результат подлежит оценке и именно об этом я и говорю. Только результат. А презумпция благонамеренности как мне кажется имеет смысл лишь в той степени, в какой она позволяет избежать эмоций и придерживаться оценке сугубо результата, а не человека.
Для кого/чего - это риторические вопросы, чтобы подчеркнуть - намерения не имеют значения, важен только результат, который можно оценить. В этой части мы достигли полного согласия.
Что касается презумпции благонамеренности, то я останусь при своей точке зрения, что она имеет ограниченную сферу применения и имеет смысл только до того, как случилось действие, которое подлежит объективной оценке. Непредвзятость как раз и заключается в том, чтобы оценивать факты и не домысливать недоказуемое, ни положительное, ни отрицательное. Другими словами, презумпция благонамеренности, применяемая постфактум, мешает объективной оценке фактов в той же степени, что и презумпция злонамеренности.
* * *
- Осуждение чему и одобрение чему? Или кому? Действиям человека или самому человеку? Что такое осуждение человека как такового? Неодобрение чего именно в нём? Личностных черт? Но они проявляются именно как действия. Тогда что? Тогда получается, что неодобрение человека как такового может существовать лишь в форме "ты - негодяй, подлец и проч." То есть ты утверждаешь, что в некоторых ситуациях это уместно. ОК. Фиксируем несовпадение взглядов. )
Осуждение поступка вовсе не обязательно должно выражаться в примитивных эмоциях и оскорблениях. Осуждение - это не выплеск эмоций, а констатация фактов и их оценка.
Прежде всего, осуждение выгодно и полезно, как ни странно, для нашего шахматиста. В результате первоначального осуждения у него появляется шанс взглянуть на свои действия со стороны и попытаться понять, что именно он сделал не так. Если гордость или глупость помешают ему переоценить свои действия, то он будет выкидывать такие фортели и дальше, с другими людьми и в других местах, усугубляя свое положение и притягивая определенные последствия.
В реальной жизни такие последствия обычно незаметны. Просто у шахматиста все время будут возникать маленькие осложнения. В шахматном клубе другие игроки будут избегать садиться с ним за шахматный столик и даже просто поддерживать беседу. Потом рассказы о его выходках дойдут и до других клубов, так что и там он будет сталкиваться с некоторой холодностью и шепотом за спиной. При особом невезении через общих знакомых о его странном поведении может стать известно на работе, где его возьмут на заметку и будут относиться более пристрастно, и в компании друзей. И всем будет плевать, какие личностные качества толкают его на предосудительные поступки. Он просто будет записан в категорию людей неадекватных и склонных к подлым поступкам. А это обычно несмываемая печать на всю жизнь. Впрочем, шахматист, скорее всего, даже не уловит связи между своими выходками и деградацией социальных связей, так что для него никакого осуждения как бы и не будет. Такое неведение - само по себе наказание.
Таким образом, осуждение необязательно подразумевает детскую реакцию и желание плюнуть в осуждаемого. Осуждение может быть вполне рациональным и более того, подкрепленным желанием помочь шахматисту, пока не поздно.
UPD Помимо шахматиста, осуждение может помочь и другим людям, у которых, например, не слишком прочные нравственные устои. Увидев, что после выходки шахматиста вместо осуждения окружающие тщатся отыскать хоть какие-то проблески благородства в его намерениях, юноши могут придти к выводу, что благородством намерений можно оправдать любую мерзость.