Согласно
одной из теорий Л. Выготского, «
путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее повышению. <...> Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития».
Заниженной самооценке противопоставляется сверхкомпенсация, т.е. компенсация, непропорциональная дефекту. Человек без дефекта в развитии может и не догнать человека с неким дефектом, осознающего свою неполноценность и реализующегося в такой области, где его возможности безграничны, т.е. в культуре. «
Культурное развитие есть главная сфера, где возможна компенсация недостаточности. <...> Там, где невозможно дальнейшее органическое развитие, безгранично открыт путь культурного развития».
А. Эткинд отмечает, что "Выготский ничего не сказал о проблеме, которая логически следует из его теории сверхкомпенсации":
"Вследствие самого компенсаторного характера развивающейся таким способом культуры, ее продуктам должны быть свойственны некоторые особенности; но они данной теорией не предсказываются и не описываются. В духе Адлера эти особенности легко назвать невротическими; к ним могут быть отнесены навязчивость, насильственность, непрочность такой культуры. Сверхкомпенсация порождает удивительные культурные результаты; но, насколько они «выдвинуты» в культуру, настолько же они «оторваны» от природы, и последняя будет мстить".
А. Эткинд. Возвращение в контекст