Кто-то скажет – как так? Разве отсутствие чего-то может быть воспринято как свойство? Оказывается, может.
Возьмем, к примеру, два свойства предметов. Быть горячими и холодными. У нас есть терморецепторы. Но они только одного вида. А свойства-то два! Отсутствие горячего при соприкосновении они воспринимают как холодное.
Или. Есть такое свойство предметов быть черными. Так вот, отсутствие света воспринимается нами как присутствие черного свойства. А что будет в таком случае качеством данного предмета? Качеством будет отражать свет определенной длины волны, или поглощать весь свет.
И тут мы приходим к интересному вопросу, который еще нужно будет домысливать. Каким образом во всем этом участвует наш инструмент познания мира, который мы называем «понятие»? Судя по всему, он-то как раз и приближает степень нашей корреляции в познании мира в противовес ощущениям. Понятия говорят нам кое-что о качествах этого мира. Но так как качеств может оказаться «чуть» больше, чем нам уже известно, а главное нам никогда весь набор качеств не будет известен, то мы делим мир на познанный, не познанный и прибавляем сюда непознаваемое в принципе из-за ограничений нашего ума-сознания.
Что-то не совсем складно получилось пока.
Ощущения дают нам свойства
Понятия дают нам качества
Но ведь мы заявляли, что мир «предметов» непознаваем в принципе? Даже на умных людей ссылались? Канта, Гуссерля…
Ну, что ж. Кантам – кранты. Мир познаваем. Просто башкой думать надо, а не глазами лупать.
И в то же время мир остается загадкой. Почему? Так мы уже озвучили. У нас нет возможности познать ВСЕ качества предмета и мы ограничены в познании свойствами нашего ума-сознания.