Планы восприятия Реальности
Реальность настолько сложна, что при её восприятии в сознании человека образуется многоплановая структура, которую можно представить в виде слоев, лежащих друг на друге. Первые два слоя можно назвать твердыми планами реальности, они доступны для восприятия любому человеку. Многоплановость восприятия каждый из нас ощущает ежедневно, но мало кто видит смысл в необходимости понимания этого явления.
Итак, самый первый твердый план реальности это основная часть нашей обычной картины мира, представляющая собой модель реальности, в которую вписана перцепция человека. Подчеркиваю, что это не реальность, а именно модель, существующая исключительно у нас в голове. Эта модель получена в результате тысяч лет эволюции человека, она настолько адекватно отражает материальный мир, что очень многие путают модель и саму реальность. Они воображают, что реальность такова, какой мы её видим. Но это не так. Достаточно указать, что в реальности нет цвета. Вообще. Все цвета радуги существуют исключительно у нас в голове как условная модель, отражающая разную длину волны электромагнитного излучения, воспринимаемого нашими глазами. Электромагнитное излучение существует в Реальности объективно, но цвет существует только исключительно в нашей голове, он продукт нашего ума, в объективной реальности понятия цвета не существует вообще. Уберите цвет из вашего восприятия реальности и прочувствуйте, как сильно изменилась ваша картина мира. А ведь есть и множество других факторов, которые отражают объективно существующие вещи в виде субъективных элементов той модели реальности, которая существует в нашей голове, то есть исключительно субъективно. Данный план реальности определяется особенностями органов чувств нашего физического тела, которые отвечают за перцепцию и образуют определенное описание мира (ОМ), которое, в свою очередь, определяет ту картину мира (КМ), части которой мы воспринимаем каждый день. ОМ представляет из себя очень низкий уровень, нужный для восприятия реальности. У человека нет «прямого восприятия» реальности. После преобразования воздействия Реальности на наши органы чувств в нервные импульсы, они проходят уровень ОМ, потом накладываются на КМ, потом фильтруются вниманием и актуальными мотивациями, и только потом мы сознаем то, что из этого получилось. И это замечательно, так как существование модели позволяет нам эффективно ориентироваться в окружающей нас среде. Наличие цвета в нашей голове позволяло быстро увидеть мамонта в листве деревьев, отличить спелые ягоды от зеленых и прочее в этом духе. В процессе эволюции человеку было не нужно загружаться излишними точностями восприятия, связанной с анализом длины волны, отражаемой разными объектами, ему нужно было выживать и эффективно осуществлять свою деятельность. А для этого модель упростилась таким образом, чтобы не теряя адекватности значительно увеличить удобство использования. Ещё один пример связан с глазом. Все, кто учился в средней школе знают, что одна линза дает в плоскости фокуса перевернутое изображение. Хрусталик нашего глаза является ничем иным, как такой линзой, и изображение на сетчатки глаза получается перевернутым. Значит ли это что в Реальности поверхность земли находится сверху, все предметы падают вверх и мы все ходим вверх ногами? Нет, не значит, потому что мы воспринимаем в сознании не то, что показывает нам глаз, а уже обработанное мозгом (на уровне ОМ) изображение, в котором уже все перевернуто обратно так, чтобы обеспечить адекватность реальности. Этот пример отлично демонстрирует степень вмешательства мозга в получаемые перцептуально данные о реальности. Таким образом первый план в нашем восприятии представляет из себя субъективную модель объективного материального мира.
Второй твердый план реальности, доступный любому человеку, это мыслительный план. У человека есть механизм рефлексии, который позволяет сознавать наши собственные мысли. Попробуйте мысленно (не произнося никаких звуков) продекламировать «В лесу родилась елочка, в лесу она росла». Ну вот, вы восприняли этот план в чистом виде. Очень многие люди вообще не выделяют мысли как отдельный план реальности потому, что в обычной жизни он выполняет вспомогательную роль. Но это только так кажется. Например, во время сна у нас закрыты глаза, мы лежим в кровати, но в сновидении мы попадаем в целый мир, в котором где-то находимся, что-то делаем, испытываем эмоции. Все это делается на втором плане, так как первый план во время сна практически отключен, и мы лишь мысленно воображаем его наличие, причем в сильно искаженном виде. Да и в обычной жизни этот уровень является полноценным планом реальности, так как именно на нем существует то, что называется социумом. Более того, человек является разумным существом исключительно благодаря наличию этого плана восприятия реальности в нашем сознании. Если первый план можно более-менее прилично настроить, просто взаимодействуя с реальностью на животном уровне, то второй план настраивается при воспитании ребенка именно в социуме, что превращает человека, из очень способного животного, в настоящего хомосапиенс, способного к познавательной деятельности и коммуникации через целую массу систем этого плана, таких как взгляды, оценки, жизненные ценности, и вообще вся личность формируется именно здесь.
Теперь разберемся с тем как отделить один план от другого. Например, на улице идет дождь. Кто-то скажет, что погода мерзкая, кому-то наоборот кажется, что она отличная. Для кого-то дождь сильный, для кого-то мелкий. Все это субъективные оценки второго плана, привязанные к первому. Если нам нужно выделить первый план, то придется оставить только фразу «на улице идет дождь». Однако и это не будет первым планом, так как данная фраза имеет чисто описательный характер и мало что дает для информационного описания того, что происходит в реальности. Этот пример показывает, что в быту мы пользуемся почти исключительно вторым планом реальности, а не первым. Чтобы выйти на описание первого плана реальности нам нужно будет описать плотность и качество облачного покрова, указать среднюю величину капель и среднюю плотность их распределения по поверхности, а так же, при необходимости, указать свойства поверхности, чтобы было понятно какой величины образуются лужи. Вот это описание будет уже близко к первому плану, но не нужно забывать, что это все равно будет лишь описание плана, а любое вербальное описание существует исключительно на втором плане. Таким образом, чем больше мы уберем субъективных личностных факторов, тем более четко у нас будет проявлен первый план. Непосредственно сам первый план представляет собой полное перцептуальное восприятие реальности, и выйти на него в чистом виде достаточно сложно. Это можно сделать, например, после некоторых видов остановки внутреннего диалога, либо в экстремальных ситуациях, когда нужна полная концентрация на текущей ситуации в окружающем нас мире. Описательно первый план определяется научной картиной мира. По крайней мере, именно научный подход к познанию Реальности приводит в порядок взаимодействие первого и второго планов, делая возможным очень эффективное взаимодействие человека с окружающим его материальным миром, а так же позволяет объединять усилия разных людей при работе над одной проблемой. Можно даже сказать, что научный подход формирует правильное восприятие перцептульного плана нашим вторым планом. Однако попытки внедрить научный подход к упорядочиванию самого второго плана не привели к особым успехам, за исключением, может быть, психологии, которая при всех своих достоинствах все равно не может быть названа полноценной наукой. Тем не менее, второй план систематизируется именно психологией.
Все что доступно рефлексии составляет твердые планы, однако, в процессе деятельности человека как физического объекта материального мира, образуется ещё и третий план, который не доступен для сознавания из-за отсутствия воспринимающих его инструментов. Поэтому данный план уже можно называть нетвердым, а точнее промежуточным. Типичный пример, позволяющий представить этот план, это понятие эгрегора. В классическом определении, эгрегор - это некоторое образование в нетвердой части реальности, которое образуется при однонаправленной мыслительной деятельности группы людей. Это не обязательно относится к религии или эзотерике. Эффект толпы на стадионе, на демонстрации или даже на большом базаре, определяется именно наличием соответствующего эгрегора. Эгрегор не только вбирает в себя мысли и эмоции людей, но и осуществляет обратную связь, синхронизируя мысли отдельных людей с основной массой мыслей заданного направления. В принципе, эгрегор можно рассматривать как живое существо, он растет, развивается, питается и влияет на окружение. Понятие эгрегора можно расширить, и тогда получается, что образования этого плана могут быть привязаны не только к людям, но и к предметам, к местам, ритуалам и к чему угодно ещё, связанному с деятельностью человека.
Следующий четвертый нетвердый план реальности заполняют обитатели нетвердого мира. Этот план уже не связан напрямую с деятельностью человека. Простейшие обитатели этого плана представляют из себя всякую живность, типа наших рыбок или птичек. Живность притягивается к эгрегорам, если те содержат нужные им энергетические структуры или вибрации. Например, к эгрегорам разных ритуалов, чем и пользуются люди 6 уровня, чтобы привлечь к себе нетвердую живность и даже заставить в определенном смысле на себя работать. На четвертом плане существуют более высокоорганизованные живые сущности, многие из которых вообще не были людьми (неспящий не видит в них какой-то «человеческой компоненты»). Все они тоже подпитываются энергией эгрегоров и если, например, обратиться к православному эгрегору, то можно выйти на сущности умерших людей, которые раньше всей своей жизнью были сильно связаны с православием. Кроме этого на четвертом плане остаются «отпечатки» умерших людей, которые какое-то время подпитываются эгрегорами, к которым они подцепились при жизни. Это могут быть религии, увлечения, какие-то очень дорогие им места, друзья, родные и вообще любые люди, которые помнят об этом человеке. У отпечатка нет «я», нет разумности, но он может ответить на вопросы и вообще вести себя как живое высокоорганизованное существо. В этом, кстати, нет ничего особенного, потому что и обычный человек в своей обычной жизни ведет себя чисто механически, что дало основание Гурджиеву называть всех людей спящими. Все что делает человек в своей жизни, он делает механически, начиная от уровня полного автоматизма (такого как езда на велосипеде) и заканчивая программами научения, когда кажется, что человек проявляет какую-то разумность и осознанность, но на самом деле это всего лишь часть его сложной самообучаемой механической системы.
Дальше идут сильно удаленные нетвердые планы реальности, где я уже затрудняюсь что-то сказать о последовательной нумерации. Есть сущностный план самого человека, план структуры и связанный с ним настроечный план (мясорубка), есть план Души и пока не совсем понятный мне план, связанный с коллективным бессознательным и ещё на много более глобальными вещами. Есть какие-то неизвестные мне планы, которые близки к твердым. Например, ученые выяснили что в процессе сна кора головного мозга занимается обработкой сигналов от внутренних (висцеральных) органов человека. Например, только в желудочно-кишечном тракте человека расположено столько же рецепторов, сколько их находится в сетчатках наших глаз. Соответственно, интенсивность работы коры головного мозга в течение сна находится на том же уровне, что и в бодрствующем состоянии потому, что занимается обработкой висцеральных сигналов. Но мы не можем это сознавать, так как наше сознание не имеет в описании мира ничего, что позволило бы хотя бы что-то воспринять в процессе обработки этих сигналов. Сознание во время сна отключается как раз потому, что оно только мешать будет. Даже ОМ неспящего не способно выводить в сознание висцеральный план, хотя возможно йоги работают именно с этим планом.
Зачем нужно знать про все эти планы? А затем, что наше «Я», направление на которое определяется основным вопросом эзотерики (который звучит как «кто-я»), тоже характеризуется определенной многоплановостью. В своей второй книге я описал направление на основной вопрос как уровневую схемку:
- ситуационное отождествление (когда никакого отдельного от ситуации я вообще нет)
- уровень наблюдений и отграничений
- уровень я-отождествлений (я-наблюдатель)
- самоотождествление (включая глобальное)
- локальное я-пространство
- я-многоплановое (этого уровня не было в моей старой схемке)
После понимания многоплановости реальности, становится понятно, что я-пространство соответствует лишь одному твердому плану реальности (второму), тогда как дальнейшее Движение в Глубину по направлению вопроса кто-я, открывает доступ к я-многоплановому, которое является той осью, которая каким-то образом связывает все доступные человеку планы восприятия реальности. И если это кажется непринципиальным для обычного человека, то после углубления в картину мира неспящего, который одновременно существует на пяти планах реальности (и может заходить на другие), становится понятным необходимость выхода на этот уровень вопроса кто-я для любого человека. Я-многоплановое – это очередной шаг в Глубину основного вопроса реальной эзотерики. Более того, я уже вижу следующий уровень, который выходит на уровень всего воплощения, под названием человек. У неспящего есть целый план восприятия реальности, который отражает этот уровень. Работа над этим пунктом в моей уровневой схемке мной ещё не закончена.