В вашем примере проблем с фокусировкой внимания (хоть вашего лично, хоть внимания вашего ученика) быть не может. Вы с ним в воде, он (вероятно) побаивается, вы тоже стараетесь его не утопить, - короче, вся обстановка удерживает вас целиком, и ваше внимание тоже.
Если вы хотите научить ребенка плавать, то вы будете учить именно ПЛАВАТЬ. А не какой-либо другой вещи, не правилам вежливости, например (хотя плавая в бассейне или даже в море, мало-мальскую вежливость надо бы проявлять тоже). Говоря какие-то слова по поводу плавания, вы будете употреблять кучу разных слов. Вовсе даже и не синонимов слову "плавать". Возможно, вы скажете "лежи на воде" (хотя ежу ясно, что на воде, как, скажем, на траве лежать нельзя), "двигай руками как мельница" ну и прочее. Названий будет много, но все - про плавание, а не про перемалывание муки и не про отдых на диване. Ни для вас, ни для ребенка проблемы в понимании этих слов не возникнет - повторюсь, потому что обстановка держит.
Когда речь идёт о "пробуждении", то обстановка, наоборот, - расслабляет. "Пробуждение" всё-таки воспринимается как цель "возвышенная", во всяком случае - противоположная "земной" обыденности. А всё "возвышенное", "мудрое" - оно ж невыразимо (в этом никто не сомневается), поэтому чего попусту стараться, внимание там где-то удерживать. "Возвышенное" - это ж полёт, пусть и внимание летит куда вздумается.
Стало понятнее?