Ещё раз обрисую задачу-проблему.
Императив для человека, пожелавшего перестать быть тупым обывателем, звучит очень просто: "осознай". Первая его простота заключается в том, что это самое действие, то есть "осознай", является ДОСТУПНЫМ для нашего обывателя (пока только
всего лишь пожелавшего перестать им быть). Обычный человек ВПОЛНЕ себе СПОСОБЕН начать делать действие осознания, причём вполне способен делать его
верно, то есть так как надо (иначе нет никакого смысла произносить этот императив). При этом следует не забывать, что одновременно со способностью осознавать "верно" остаётся в силе и способность осознавать не то чтобы "неверно", но - "как обычно".
Итого. Человеку нужно ИЗМЕНИТЬ способ осознания - с "как обычно" на "правильно==верно". Такая формулировка задачи вытекает всего лишь из одного факта наличия совета-императива "осознай".
(в скобочках на всякий случай напомню, что Тихон совершенно согласен с этим императивом и даже почитает его как единственно возможный; а то мало ли что кто подумает)
Если мы хотим действительно заняться поставленной задачей, нам следует понять сущность требуемого изменения. Причём понять её опять-таки верно, а не насочинять всякой ерунды.
Зачем я открыл эту тему? Первая цель - собрать мнения присутствующих на форуме. И, по своей привычке и склонности, пристально разглядеть каждое из этих мнений.
Для начала возьмём АВГ (очень кстати выдавшего своё резюме по этому поводу):
Многие путают осознанность с похожими вещами.
[1] принимают за осознанность состояние повышенной концентрации внимания на своих книжно-эзотерических практиках, то есть обычную рефлексию и выставленного наблюдателя.
[толкование] ... Обычный человек падок на чудеса, поэтому и распространяются заблуждения, что осознанность это какое-то особое повышенное внимание, особое «выпуклое» восприятие, способность видеть суть предметов и явлений, особое состояние сознания и прочее в этом роде. Однако в реальности нет ничего особенного в воспринимаемых рефлексией формах, через которых реализуется осознанность.
[2] Второе похожее явление, это термин Гурждиева проснуться. Этот термин действительно имеет отношение к эзотерике, и означает осознание тотальности своего невежества, дающее человеку способность к проявлениям усилий особого рода и реальному самонаблюдению.
[толкование] ... проснуться, значит придать своему самосознанию качественно иной уровень проявления, отойти от сознания себя как совокупности психических явлений, индивидуальности и общественного статуса, и приблизиться к пониманию себя как самости.
[3] В психологии есть термин самосознание, под которым обычно понимают сознание человеком своих качеств, себя как нечто отличного от мира вообще.
[толкование] прямого толкования нет, но подразумевается ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ этого "осознания себя как отдельного-отличного" искомому нужному осознанию
[4] ещё один термин, который уважают книжные эзотерики, это просветление.
[толкование] Просветление это состояние гармоничности с реальностью, когда человек воспринимает себя как её часть всем своим воплощением. Так вот есть фраза «просветление есть, но просветленных нет», которая говорит о том, что просветления нельзя достигнуть, можно только двигаться в направлении просветления. Есть вероятность, что даже Будда не был полностью просветленным, ну а про других людей даже говорить не приходится. В принципе можно говорить о степени просветленности, но по-моему даже этого следует избегать чтобы не вляпаться в профанации.
Выжмем сухой остаток.
1. Самая главная "часть" искомой правильности заключена в СТРЕМЛЕНИИ ИЗМЕНИТЬ свой (имеющийся на сейчас) способ осознания.
а). направление изменения должно быть на "состояние гармоничности с реальностью, когда человек воспринимает себя как её часть всем своим воплощением". Подчеркнём, что это только направление на, но никак не достигнутое достижение. И стало быть, советики типа "почувствуй свою гармоничность" страшно глупы (и потому безобразны), поскольку подменяют "принятие направления на" "ЯКОБЫ достигнутым достижением". Никак нельзя советовать сделать то, что человек пока вовсе не в силах.
б). термин "проснуться" становится каким-то уж очень неподходящим, потому что непрестанно лживым. Что есть такое момент "проснутия"? Момент, когда в человеке возникло желание изменить свой образ сознания? Вряд ли, - ибо мало ли какие порывы нас посещают. Момент, когда ты с ужасающей ясностью увидел, что вся твоя жизнь есть сплошное фуфло? Обычно АВГ именно это и твердит. НО! Этот момент ужасающей ясности не может тянуться всегда, на то он и момент. Что следует
за этим моментом? Сам факт того, что я заметил за собой этот момент ужасающей ясности тотального фуфла, - он ведь уже вроде как НЕ фуфло. Череда таких моментов на протяжении двадцати лет - уже и вообще нечто ощутимое, иначе АВГ не позволил бы себе писать книги и выдавать поучения.
Вероятно, вместо заклинаний о "тотальности фуфла" следовало бы учить тому, как не потерять тот квант полезности, который приобретается в первый же момент ужасающей ясности, как его сохранить и преумножить. То есть - как относиться к этим моментам ужасающей ясности (первое, что пока очевидно - это уж никак ими не чваниться. Чего высокочтимый АВГ как раз и не умеет).
2. Не подлежит никакому сомнению, что искомая правильность лучше всего (а то и единственным образом) определяется через отрицание. Через то, чем она НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. А она не является:
а). повышенной концентрацией внимания на своих "практиках", неважно откуда взятых.
б). ощущением себя как отдельного-отличного от мира.