Попалось мне такое описание метода Шанкарачарьи.
"Упанишады свидетельствуют: "Брахман – это Атман". Атман же, - как рефлексия сознания в форме "Я есмь", - очевиден каждому. Но не следует полагать, что, поскольку Брахман есть всем известный Атман, размышление излишне. У каждого свое понятие "Я", но его непсихологическая природа не всякому ясна.
Размышление не открывает здесь новое знание, но выполняет критическую функцию.
Некоторые утверждают: "Я" относится к телу.
Другие говорят, что "Я" - это пустота.
Третьи считают, что "Я" – это поток моментальных представлений сознания.
Чтобы решить, какая из этих точек зрения истинна и согласуется с авторитетом Вед (хотя бы потому, что рассуждения об Атмане встречаются в ведическом тексте), и необходимо размышление (выполняющееся через дискурс).
Так доказывается возможность и необходимость познания Брахмана."
По-моему, только этот один метод и остался современному человеку (всё остальное исфальшивилось вусмерть). Сведений о том, кто что считает, - предостаточно, причём в абсолютно лёгком доступе. Способность к размышлению и дискурсу тоже всегда при себе (какая бы там она ни была). Остаётся заняться делом критики, предварительно отнестись критически же к самому значению слова "критика".
κρῐτῐκός
1.способный к различению, умеющий разбираться;
2.судебный, судейский;
3.судящий ;
4.мед. решающий, переломный, кризисный ;
5.установленный на определённые дни .
Нормальному человеку вполне ясно, что брать на себя НЕ СВОИ функции попросту глупо. Так что заниматься судейскими решениями, НЕ БУДУЧИ на месте судьи, - так же крайне глупо (так же как и учительскими, не будучи на месте учителя).
Нормальному человеку остаётся только первое значение "критики" - использовать свою способность различения. В таком занятии и различение будет достигнуто, и способность также разовьётся. Кроме того, в таком занятии очень легко и просто воспользоваться любым чужим мнением (без всякого скандала и сопротивления этому чужому мнению), - если ты занят ТОЛЬКО различением.