А вот с "волей" как?Как сформулировать её в качестве..."ОРИЕНТИРА" для Движения?
Как вариант. Разговор преподавателя с учеником в одном учебном за-ведении.
Ученик. Могу ли я в моем теперешнем состоянии понимать, что есть реальная воля, а не та псевдо воля, являющаяся равнодействующей желаний в обычном состоянии человека, как говорил Успенский. Не та воображаемая воля, которая воспринимается человеком как способность одной части человеческого существа преодолевать другие его части, имеющие в это же вермя "свои" отношения к объектам, событиям, явлениям?
Преподаватель. Конечно, ты и сам все знаешь и даже понимаешь.
Ученик. Преподаватель. Хорошо, давай по порядку. Ответь на вопрос. Чем является в твоем понимании воля, состоянием или способностью человека?
Ученик. Конечно же способностью в связи с тем, что она в отношении чего-либо проявляется. Хотя, наличие той или иной способности и есть характеристика того или иного состояния человека.
Преподаватель. Чем же тогда характеризуется состояние, в котором у человека есть воля, в отличие от других состояний?
Ученик. Я помню, как говорил Успенский, что случится или может случиться, зависит от трёх причин: от случая, от судьбы, от нашей собственной воли. Получается, что состояние воли отличается от других в первую очередь тем, что человек может совершать то, что для него требуется по своему выбору, а не под действием каких-либо других стимулов или влияний.
Преподаватель. Недаром в русском языке, как говорил Успенский, одно и то же слово воля применяется и в качестве лексического значения воли и как значение свободы.
Ученик. Точно подмечено.
Преподаватель. Так в чем же состоит свобода в состоянии воли?
Ученик. Свобода выбора? Получается нет воли – нет возможности выбора? Под законом случая выбор для человека невозможен, все зависит от случайности. Под законом судьбы нет необходимости выбора, т.к. все происходит по предопределению высших влияний. Понятно, что имеет смысл способность выбирать между законом случая и законом судьбы. Неужели реальная воля определяет еще и возможность освобождения от этих законов?
Преподаватель. Может уже сформулируешь нечто вроде определения реальной воли с учетом всего сказанного?
Ученик. Попробую. Воля есть способность человека приходить в состояние свободы выбора.
Преподаватель. И все?
Ученик. А что ещё?
Преподаватель. Чего-то не хватает в таком определении. Ведь если человек что-то выбрал, а способности следовать этому выбору нет?
Ученик. Да, тогда лучше сформулировать следующим образом. Воля – способность человека приходить в состояние свободы выбора и способность следовать этому выбору.
Преподаватель. Да, совсем не похоже на понятие воли на уровне 2-го состояния сознания, как способности преодоления чего-то.
Ученик. А есть ли возможность понять волю не с точки зрения идеи, а с точки зрения инстинктивно-двигательного «аппарата»? Почему-то процесс изменения отношений интеллектуального центра называют теорией, а изменения отношений инстинктивного и двигательного центров называют практикой(?!). При этом изменения отношений эмоционального центра часто считают фоновым изменением, как результат этой практики(?!).
Преподаватель. Да, «слова» этих центров, в отличие от интеллектуального, другие. И большинство из них не имеют соответствующих ассоциаций в интеллектуальном центре на уровне слов. Недаром Успенский говорил, что промежуток между словами – бездна. Но, описав некоторые действия, можно словами передать знание и на уровень более быстрых центров. Ведь слова могут складываться в образы, способные передать знание даже на уровень эмоционального центра. Отвечая на вопрос о понимании воли телом.
Поймай себя в состоянии лени.
Останови желание избавиться от этого состояния или изменить его и начни отстраненно изучать себя в этом состоянии и непредвзято наблюдать.
Убедись, что состояние лени – очень активное состояние низших центров, выражающееся в отождествлении с телом, не имеющим желаний или достаточных стимулов для активности в требуемом направлении.
Со всей силы расслабься по отношению к этой активности, стать пассивным по отношению к наблюдаемому.
Если это получилось, обнаруживаешь себя в состоянии невероятной свободы от состояния тела.
Любое желание, решение, намерение в этом состоянии не требует никакого преодоления, но и не имеет никаких препятствий. Это и есть состояние зачатков реальной воли.
Ученик. Спасибо, теперь еще больше понятна необходимость развития воли, как свободы.