Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Теория и практика самонаблюдения. Личные наблюдения.  (Прочитано 3086 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

картина

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1523
  • Reputation Power: 30
  • картина is working their way up.картина is working their way up.картина is working their way up.
    • Просмотр профиля
В этой теме предлагаю описывать только ЛИЧНЫЕ наблюдения, которые оставили яркий след, или могут быть полезны с вашей точки зрения для других, или сильно отличаются от привычных и т.п.


Не стоит описывать здесь анализ этих впечатлений, а лишь регистрировать их.
Так приведите пример какого-нибудь такого)) наблюдения :)

Корнак7

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 30
  • Корнак7 is working their way up.Корнак7 is working their way up.Корнак7 is working their way up.
    • Просмотр профиля
    • Постнагвализм
Уже который раз пользователи хулиганят в темах Виктора Че и не желают следовать обозначенной канве ))

Если говорить об умении различать проявления разных центров, то для меня всегда было проблемой увидеть разницу между работой интеллектуальной части двигательного центра и механической частью интеллектуального.
Эту разницу Успенский описал и даже привел пример, но мне его помощь слабо помогла. Трудности остаются по-прежнему.
Реальность выглядит не то что глючно, но как-то неубедительно

Фибоначи

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2417
  • Reputation Power: 64
  • Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!Фибоначи is a rising star!
    • Просмотр профиля
Виктор, вы не учитываете РОЛЬ И СПОСОБ ОПИСАНИЯ подобных ощущений...вот по вашему какой центр работает когда человек описывает свои ощущения самонаблюдения?

Корнак7

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 30
  • Корнак7 is working their way up.Корнак7 is working their way up.Корнак7 is working their way up.
    • Просмотр профиля
    • Постнагвализм
В этой теме предлагаю описывать только ЛИЧНЫЕ наблюдения, которые оставили яркий след, или могут быть полезны с вашей точки зрения для других, или сильно отличаются от привычных и т.п.


Не стоит описывать здесь анализ этих впечатлений, а лишь регистрировать их.


Я нахожу, что подобные наблюдения предназначены для приобретения опыта и не вижу какую пользу можно извлечь из описания полученных впечатлений.
А "яркий след" они оставили, или не "яркий" к делу мало относится. Это уже совсем другая история.
Правильней было бы поставить вопрос об умении разделения функций на 4 класса (точней их не четыре, а больше). Если у кого-то есть сомнения по поводу подобного разделения - это можно было бы разобрать сообща.
На мой взгляд самой частой ошибкой, которую можно наблюдать в высказываниях на других форумах, - это желание разделить мышление на деятельность "ума" и "разума". Но если идти таким путем, то наше мышление можно начать дробить не на два вида, а на тысячи.
Реальность выглядит не то что глючно, но как-то неубедительно

Viktor_Che

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 388
  • Reputation Power: 9
  • Viktor_Che has no influence.
    • Просмотр профиля
В этой теме предлагаю описывать только ЛИЧНЫЕ наблюдения, которые оставили яркий след, или могут быть полезны с вашей точки зрения для других, или сильно отличаются от привычных и т.п.


Не стоит описывать здесь анализ этих впечатлений, а лишь регистрировать их.

Viktor_Che

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 388
  • Reputation Power: 9
  • Viktor_Che has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Успенский П.Д. В поисках чудесного. Глава 6.
"Изучение себя – это работа, это путь, который ведёт к самопознанию.
"Но для того, чтобы изучать себя, человеку нужно сперва узнать, как это делать , с чего начинать, какие методы применять. Человек должен выучиться принципам самоизучения, ознакомиться с его методами.
"Главный из этих методов – самонаблюдение. Без правильно применяемого самонаблюдения человек не поймёт связь и соотношение между разнообразными функциями своей машины, никогда не поймёт, как и почему в каждом отдельном случае с ним всё "случается".
"Но для того, чтобы научиться методам самонаблюдения, чтобы научиться правильному самоизучению, требуется некоторое понимание функций и характерных признаков человеческой машины. Таким образом, наблюдая функции этой машины, необходимо усвоить, как быстро и точно определить эти функции. Такое определение должно быть не словесным, а внутренним: по вкусу, по ощущениям – совершенно таким же, каким бывает у нас определение внутренних переживаний.
"Есть два метода самонаблюдения: анализ  или попытка анализа, т.е. попытка найти ответы на вопросы, отчего происходит то или иное явление, почему существует такая зависимость; второй метод – это регистрация , просто "запись" в уме того, что наблюдается в данный момент.
"Самонаблюдение, особенно вначале, никоим образом не должно становиться анализом или попыткой анализа. Анализ станет возможным лишь гораздо позднее, когда человек узнает все функции своей машины и все управляющие ею законы.
"Пытаясь анализировать какое-то явление, с которым он встречается в самом себе, человек обычно спрашивает: что это такое? почему оно случилось так, а не как-нибудь иначе? И вот он начинает искать ответы на эти вопросы, совершенно забывая о дальнейших наблюдениях. Всё более и более погружаясь в подобные вопросы, он совершенно теряет нить самонаблюдения и даже забывает о нём, так что наблюдение прекращается. Из этого ясно, что продолжаться может только одно: или наблюдения, или попытки анализа.
"Но даже не касаясь этой стороны, мы видим, что попытки анализировать отдельные явления без знания общих законов будут бесполезной тратой времени. Чтобы оказался возможным анализ даже элементарных явлений, человек должен накопить достаточное количество материала при помощи "записи". "Запись", т.е. результат прямого наблюдения того или иного явления, происходящего в данный момент, представляет собой самый важный материал в работе самоизучения. Когда накопится некоторое количество "записей", когда одновременно будут до известной степени изучены и поняты законы, тогда станет возможным анализ.
"С самого начала наблюдение, или "запись", должно основываться на понимании фундаментальных принципов деятельности человеческой машины. Без знания этих принципов, без того, чтобы постоянно иметь их в виду, нельзя должным образом применить самонаблюдение. Поэтому обычное самонаблюдение, которым заняты все люди на протяжении целой жизни, совершенно бесполезно и ни к чему не приводит.
"Наблюдение должно начаться с разделения функций. Вся деятельность человеческой машины подразделяется на четыре определённых группы явлений, каждая из которых находится под контролем особого ума, или "центра". Наблюдая за собой, человек должен дифференцировать четыре основных функции своей машины: мыслительную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную. Любое явление, которое человек наблюдает внутри себя, относится к одной из этих функций. Поэтому, прежде чем начинать наблюдения, человек должен понять, как различаются эти функции – что такое интеллектуальная деятельность, что – эмоциональная, что – двигательная и что – инстинктивная.
"Наблюдение следует вести как бы впервые: весь прошлый опыт, все результаты предыдущего самонаблюдения необходимо отложить в сторону. Возможно, в них содержится много ценного материала; но весь этот материал основан на неверных; наблюдениях, неверном разделении наблюдавшихся функций. Поэтому пользоваться им нельзя, во всяком случае, в начале работы по самоизучению. Всё, что там есть ценного, в должное время будет взято и использовано. Но начинать необходимо с начала. Человек должен начать наблюдение себя, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя.
"Когда он начинает наблюдать себя, он должен постираться сразу же определить, к какой группе явлений, к какому центру принадлежат наблюдаемые им в данный момент явления.
"Некоторым людям трудно понять разницу между мыслью и чувством; другим нелегко уяснить различие между мыслью и двигательным импульсом.
"Подходя к вопросу очень широко, можно сказать, что мыслительная функция всегда работает посредством сравнения. Интеллектуальные заключения оказываются результатом сравнения двух или более впечатлений.
"Ощущение и эмоция не рассуждают, не сравнивают. Они просто определяют данное впечатление по его аспекту, по тому, приятно оно или неприятно в том или ином смысле – по цвету, вкусу, запаху. Кроме того, ощущения  могут быть индифферентными, т.е. ни тёплыми, ни холодными, ни приятными, ни неприятными, – например, "белая бумага", "красный карандаш". В ощущении белого или красного нет ничего приятного или неприятного; во всяком случае, нет необходимости в том, чтобы с тем или иным цветом было связано нечто приятное или неприятное. Эти ощущения, так называемые "пять чувств", а также ощущения тепла, холода и т.п. суть инстинктивные функции. Чувственные же функции, или эмоции, всегда приятны или неприятны, индифферентных эмоций не существует.
 

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100