Ага. Таки нету у вас, други, [автоматического] единства по поводу того, ЧЕРЕЗ ЧТО приходит понимание. То ли через "дотоле неизвестные эмоции и впечатления", то ли через "большую и тяжёлую работу интеллекта".
А также, похоже, и по поводу того, что же такое
-- понимание,
-- знание,
-- ясность (которая только тогда ясность, когда она кристальная, али как?)
Поэтому можно было бы предложить два направления в беседе:
1. Пока всё же отвлечься от того, "через что приходит", и сосредоточиться на том, "что именно приходит". Начать, например, просто с прояснений терминов. А далее попробовать уяснить, какое отношение эти термины имеют к проблеме парадигмы, то есть СВЯЗИ некоторых концептов. И какое отношение к этому имеют ассоциации, и отчего это так сильно все уверены, что важно именно изменение ассоциативных связей. Тут кстати, небезынтересно, может ли один и тот же (конкретный) человек менять "совокупность ассоциативных связей" по своей собственной воле (то есть осознанно).
2. Пока отвлечься от сути того, что такое есть ясность-понимание и причём тут парадигма. А сфокусироваться на различии и значимости "дотоле неизвестных впечатлений" и "тяжёлой работы интеллекта". С подробностями - в том смысле, а что же такое суть эти "новые впечатления" (и как и во что и кем/чем они перерабатываются) и "тяжёлая (!!) работа интеллекта". Опять же кстати, попробовать выяснить, а есть ли интеллект у компьютера. Может быть, это поможет получше осознать "тяжесть работы".
Позволю себе заострить ваше внимание на слове "пока". Которое означает - до того, как придёт время. После того, как оно придёт, можно (и нужно) будет совместить эти два направления. Но вряд ли раньше.
Что важно. В обоих направлениях надо будет допустить, что КАЖДЫЙ говорящий уже так или иначе попробовал этот самый приход ясности-понимания "на вкус". Соответственно, коли уж такое допущение появится, нужно прекратить загораживать дорогу-возможность излагать свои соображения. Это во-первых. А во-вторых, что тоже непременно, нужно прекратить описывать свои соображения исключительно в терминах 4П (которые ещё, как известно, и понимаются всеми сильно неодинаково). Ясность-знание-понимание никак не теряют своего качества, если приходят без этих бесконечных дефиниций всяких-разных центров, то высших, то низших, то чёрт его разберёт каких.
Снова кстати. Следовало бы обратить особое внимание на то, что и загораживание-дороги-высказываться, и стремление-ограничиться-4Путём суть проявление воли. Ведёт ли эта воля к пониманию? да и вообще, откуда она берётся и какими "чувствами" спровоцирована? чего тут такого уж сладенького имеется?