Решил небольшую статью написать, где кратко изложу свои представления, в сжатой форме. Вот она:
Основы метафизики.
Человек по своей природе таков что он не способен объяснить себе окружающий мир только исходя из своего жизненного опыта. Ведь если допустить такую возможность то это бы означало прекращение какого либо развития, так как наш жизненный опыт есть всегда опыт прошлого, и возвращаясь к нему как к своему основанию мы бы ориентировались на это прошлое. Значит человеку нужо внеопытное обоснование, некая надстройка которая бы в свою очередь объясняла бы сам опыт.
Такую надстройку обычно традиционно называют метафизика. Но у этой самой метафизики есть один недостаток, так как она и ее положения не проверяются на опыте, она этим самым открывает широкий простор для спекуляций и манипуляций. Т.е. человеческое мышление находится в парадоксальной ситуации, с одной стороны оно должно искать объяснение сверху, над опытом, с другой ему требуется опытная проверка.
Итак, метафизика это то что объясняет опыт, но сама на опыте не проверяется. Что с этим делать? У нас две возможности, одна это просто принять опыт как он есть и не пытаться его как то объяснять, примерно так видимо делают животные. Второй путь это разрабатывать логическую метафизическую систему.
Значит мы выбераем второй вариант. С чего следует тут начать? Метафизика предполагает описание всего возможного опыта и его объяснения. Обычно весь возможный опыт называют словом мир или вселенная. Т.е. мы предполагаем некую опытную целостность, от мельчайших атомов до далеких галлактик. Значит мы говорим есть мир, есть вселенная, следующий наш шаг это попыться разложить это на составные части. Для этого нам нужны идеи градации, категории, классификации, отчасти они основаны на нашем опыте, отчасти на наших абстракциях.
Первая категория это если мир есть, то очевидно что его может не быть. Если что то существует, оно также может и не существовать. Бытие и небытие короче. Выходит так что идея мира отбрасывает тень в виде идеи небытия, пустоты. Дальше анализируя это мы приходим к выводу что то что существует может существовать по разному. Одну идею существования можно назвать материй, другую энергией, третью информацией.
Дальше, нам нужно описание самих себя в этом мире. Идею человека вообще как такого, в чем его сущность состоит. Возможно у него есть душа, личность, внутренний мир. Как человек соотносится с миром и какая была на практике эта связь, т. е. история людей, природы итд.
И тут мы подходим к самому главному вопросу метафизики, что такое язык? Ведь все эти описание сделаны на языке, они отчасти продукты его работы. Можно ли метафизику свести к языковым играм или это что то большее? Что есть значения, смыслы? Как язык соотносится с реальностью?
И начинается новый круг метафизических размышлений. Можно сказать что метафизика есть система мысли по кругу в разных тональностях. Она не стремится к одной единственной точке, вершине или истине. Суть метафизики в самом процессе размышления, чем он больше, глубже, качественнее тем лучше.
Расцвет метафизического мышления можно сказать приходится на так называемое средневековье. Все метафизические вопросы и ответы на них имеют смысл в большей степени в рамках этого традиционного общества. Его упадок привел к тому что можно назвать «культом реальности» или «культом материи и опыта».
Этот культ реальности предполагает что есть некая независимая от человека реальность, на которую человек должен ориентироваться в своих действиях, поведении и жизни. Если он ориентируется то он умный и правильный, если нет то считается что у него проблемы с психикой.
Короче говоря чтобы понять сущность метафизики необходимо также понять что это такое за культ реальности, как он проник в нашу жизнь, нашу психику и сознание. И как он нам мешает прийти к метафизическим основам нашего бытия.
Один из важнейших вопросов или разделов метафизики это метафизическая история. Как и почему возник мир, человек и какова их цель. Одни подходы утверждают причину как Бога и цель как освобождение от некоего греховного поведения. Другие акцентируют внимание на определенной выгоде от метафизических практик.
Счиается что занимаясь метафизическими практиками человек как то приблежает себя к идеалу, эталону и это благотворно отражается на его жизни, вызывая какие то улучшения здоровья или благосостояния.
С давних времен обычно были люди которые все эти практики и теории как бы монополизировали, их называли жрецами. Считалось что только они знают ключи и секреты метафизического духовного развития и его методы. В каком то смысле это обуславливало их власть и влияние на все общество.
Жрецы хотят власти, хотят хорошо жить и это их в определенной степени провоцирует скрывать свои знания от не посвященных. Манипулировать разумом общества, создавать иллюзии чудес, волшебства и какой то мистики. Этот театр был им необходим чтобы удерживать и контролировать внимание народа.
И главное что монополизировали жрецы это употребление психоактивных наркотических веществ. Думаю это примерно впервые случилось в древней Персии когда маги монополизировали эфедру в виде напитка сома. Люди должны были употреблять вещества строго под контролем жрецов.
Даже сейчас отчасти сохранилась эта традиция в виде лицензирование алкогольной продукции со стороны правительства. Т.е. дефакто существует запрет на употребление алкоголя на который нет разрешения от «старшего брата».
Итак, метафизика на раннем этапе своего развития происходила от употребления изменяющих сознания веществ. Люди видели необычные картины, образы и у них возникали представления о чем то запредельном этому миру, богах, духах итд.