Юрий писал:
Что такое болезнь? - Это нарушение целостности человека на определенных <этажах> его организации, его природы. Как правило человек сам виноват в своей болезни (физической, душевной и т.д.). Как это происходит? Он не может (не хочет) увидеть свою истинную природу, не может (не хочет) проследить действие Законов в своем внутреннем мире во взаимодействии с внешним и нарушая их (совершая библейский грех), нарушает свою целостность. Природа человека дает на это сигнал в виде известных болезненных симптомов. Сам Бог в это время говорит с заблудшим человеком! Языком дискомфорта, боли, болезни, смерти.
Скорее всего, это некоторое упрощение - ставить знак равенства между грехом и болезнью и тем более связывать "неврастению" с одним грехом, гордостью. Но в данном отрывке достаточно ясно показана общность симптомов болезни и греха.
...
Но духовное развитие так или иначе характеризуется противоположными болезни и греху качествами - смирением, добротой и терпением. Доминируют именно они.
Дмитрий Авдеев - врач психиатр, психотерапевт, имеющий большой опыт работы с клиническими больными. Мировозренческая основа его клинической практики - религиозно-филофское свяоотеческое наследие, целостный, триединый подход к человеку. Вот что он пишет о проявлениях и духовной сущности болезней и в частности неврозов:
Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.
***
Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности, злобность и т. п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными телесными ощущениями, вегетативными нарушениями. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе.
***
Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году шотландским врачом Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими.
***
Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и даже противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Симптомы их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Отсюда и взгляды на эту проблему также отличаются полярностью.
***
Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие - к патологии эмоций, третьи - к процессу самопознания, четвертые - к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз - наследственное заболевание.
Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения).
***
В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу, как к легкой психической дисфункции, в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями.
***
Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь "последнюю каплю", пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная "способность" нервозно реагировать на жизнь. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.
***
Словом, наука запуталась. Произошло это, по нашему мнению, оттого, что невротическая патология, помимо всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии последних нескольких десятилетий не упоминалось.
***
Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой. Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут.
***
Духовный взгляд на проблему возникновения неврозов зачастую обнажает корни страдания, а именно: духовную слепоту, игнорирование духовных потребностей, безбожие.
***
Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их подчас бывает невозможно. Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна.
***
Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из под контроля сознания эмоции и воображение. Поэтому святитель Феофан указывал на то, что "внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения".
***
Святейший Патриарх Алексий II очень точно говорит, что "если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения".
***
Грех может определять духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений зависит от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными.
Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу. На все воля Божия.
***
Преподобный Амвросий Оптинский в письмах к мирянам писал, что "болезни по большей части происходят от тревожного состояния души..." А вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: "...Гневливый убивает и губит душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою..."
Зачастую, тревожность и нервность, как было сказано ранее, имеют греховные корни. Иными словами, грех, совершаясь в глубине человеческого духа, поражает и душу, и плоть. Происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс "проявления", материализации греха: грех - характер - болезнь.
Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Достаточно вспомнить бесчисленные скорби св. Иова Многострадального, великое терпение преподобного Пимена многоболезненного, болезни преподобного Серафима Саровского и многих, многих святых угодников Божиих.
http://daavdeev.narod.ru/wwa_Published.htm