http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=1000.0"Мистика есть питательная почва религии, и религия истощается, когда совершается отрыв от этой почвы. Но фактические отношения между мистикой и религией в истории были очень сложны и запутанны. Религия боялась мистики, нередко видела в ней источник ересей. Мистика как бы мешала организующей работе религии и грозила опрокинуть нормы религии. Но вместе с тем религия нуждалась в мистике и всегда узаконяла свою форму мистики как вершину своей собственной жизни, как цвет ее. Есть официально дозволенная и рекомендованная православная мистика, католическая мистика и мистика религий нехристианских. Религиозное вероисповедание всегда пытается подчинить, своим религиозным нормам вольную и часто буйную стихию мистики. Так сложны отношения между мистикой и религией".
Н.Бердяев. Философия свободного духа
Если Бердяев прав в своем утверждении, напрашиваетcя вывод, что сложные отношения между исламом и суфизмом это частный случай сложных отношений между религией и мистикой вообще.
Можно предположить, что одна из причин противостояния религии и мистики заключается в нормативном характере религии. Социально-религиозные законы, как и догматы веры, должны быть четкими и общеобязательными. Религия претендует на знание истины в последней инстанции. Хотя в религии есть понимание, что Истина не познаваема до конца и не сводима ни к каким человеческим представлениям, это понимание не доминирует. В мистике, напротив, смирение и осознание невозможности окончательного постижения Истины подчеркиваются.
Практическая религия, в отличие от богословия, не может быть последовательно апофатичной*. Мистика, по большому счету, - апофатична.
Мистика в каком-то смысле ближе к современному взгляду на мир, поскольку осознает относительность любых наших утверждений.
------------------------
* Апофатическое - отрицающее богословие. Богословская система, построенная на признании принципиальной непознаваемости Бога и его важнейших проявлений в мире.