Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Смещенные акценты, или когда притчи бессильны  (Прочитано 4943 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Смещенные акценты, или когда притчи бессильны
« Ответ #1 : 19 бХЭвпСап 2003, 05:20:04 »
Диалог:



Первый человек:

- капот и багажник очень важны для машины.



Второй:

- да, это правда.



Первый:

- нет, ты не понимаешь - они очень-очень важны для машины



Второй:

- конечно, конечно.



Первый (начинает злиться):

- Они очень-преочень-преочень важны.



Второй (из вежливости, чтобы поддержать беседу):

- Да, а также мотор и трансмиссия.



Первый:

- Ага, ты упомянул мотор, что говорит о чудовищной недооценке важности капота и багажника. А сказав о трансмиссии, ты полностью выдал себя. Ты ничего не знаешь об автомобилях, ты притворщик, ты имитатор истинных автомобилистов!



В таком духе происходят беседы по поводу важности притч в суфийском обучении с некоторым людьми, изучающими суфизм по книгам (весьма специфически отобранным, к тому же).

См. например http://www.shah.sufism.ru/about5.htm  



Еще одна тема, вызывающая похожие ситуации - известный принцип "время, место, люди". Сколько ни соглашайся с важностью этого принципа, некоторым все равно кажется недостаточным. И естественно: поскольку остальные принципы им просто неизвесты, этот занимает весь горизонт, заслоняя все прочее.



* * *

Руми пишет:



Цитировать
Придется ль мне до той поры дожить,

Когда без притч смогу я говорить?



Сорву ль непонимания печать,

Чтоб истину открыто возглашать?








Иисус обращался к толпе с притчами, но с ближайшими учениками говорил "напрямую".



Цитировать
"...приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют".  Матф.13:11-13




Вполне можно допустить, что притчи нужны для определенного этапа в обучении, для определенных людей, которым пока "не дано", а потом их роль уже не является столь важной.



Теперь, шутки ради, представим себе на минуту, что ап. Павел - профессиональный писатель, использующий притчи не только для агитации и привлечения масс, но и для заработка :-) . Скорее всего, он стал бы использовать притчи Христа более часто и подчеркивал бы их "непреходящую значимость". Вполне возможно даже, что он бы с подозрением и неприязнью отнесся к тем, кто напоминает о сути учения Иисуса не при помощи притч, а на примере своей собственной жизни.      



Происходит почти неизбежный процесс: в учении акцентируется то, что ближе, понятней и выгодней.



* * *



В суфизме притчи это часть обучения. Для людей, которые изучают суфизм по книжкам (И. Шаха, как правило) - это всё обучение. Естественно, смещаются акценты.



Кроме того, процесс изучения притч становится важным для поддержания социальных и психологических устоев. Людям важно, например, ощущать свою причастность к большому делу - изучению суфизма. И средство, таким образом, подменяет собой цель. Как раз то, о чем так много пишет Шах!



Увы, изучение притч здесь оказывается бесполезным - поскольку игнорируются остальные аспекты суфийской работы - и, прежде всего, необходимость живой традиции.



Нет, я совсем не против чтения книг о суфизме. Но можно только посочувствовать тем читателям, которые принимают книжные знания за саму традицию, да еще и начинают бороться со всем тем, что они не смогли найти в своих книгах.



http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=931.0
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100