НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ.
Легко следовать принципу уважения и принятия, о котором мы говорили выше, когда все идет хорошо, и ребенок спокоен. А когда он не слушается, делает <не то>, раздражает? Как быть в таких случаях? Давайте рассмотрим ситуацию, когда ваш ребенок чем-то занят, но делает, по вашему мнению не правильно, <не так>, с ошибками.
Вот малыш увлеченно вырезает и клеит кораблик. Но клей ложится не ровно, капает на стол, труба получилась кривая: Вы наблюдаете, но затем хотите вмешаться, научить, показать <как надо>. Но ребенок машет рукой: <Отойди, я сам>.
Или он готовит поздравительную открытку бабушке. Рисует, пишет, раскрашивает. Вы довольны: но вот только подчерк кривой, да и ошибок много. Ну как не сказать, не исправить? Только почему-то он сразу расстраивается, скисает и не хочет писать дальше.
Почему же ребенок так реагирует на родительские замечания? Обижается, грустнеет или, наоборот, бунтует: <Раз так, не буду вовсе!> Все дети разные, и реакции у них разные, но все они говорят об одном: то, что нам кажется легким, простым и очевидным, для них это только первые шаги. Вспомним себя, как долго и у нас не получалось ровно написать букву, научиться быстро читать или ловко забить гвоздь. Зачем же мы сейчас навязываем эту <простоту> ребенку? Нам же не придет в голову поучать пятимесячного младенца, как играть в погремушки: <Криво ударил! Посмотри как я!> Также неуместны и нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания тому, кто только учится что-то делать сам.
Ребенок старается. Не мешайте ему, если он не просит вашей помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: <С тобой все в порядке! И ты, конечно, справишься!>
А как же тогда научить, если не указывать на ошибки? Конечно, знание ошибок нужно, а порой даже необходимо, но указывать на них нужно с особой осторожностью. Не стоит замечать все ошибки, а если вы и хотите на что-то обратить внимание, то лучше сделать это в более спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок особенно увлечен делом. И любые критические замечания всегда нужно делать на фоне общего одобрения.
Но, занимаясь каким-либо делом, ребенок не только учится. Общий итог от любых занятий может состоять из нескольких частных результатов:
- Первый, самый очевидный результат (который виден сразу) - это те знания, умения, навыки, которые он освоит: научится завязывать шнурки; выучит большое стихотворение:
- Второй, менее очевидный результат - это тренировка общей способности учиться: развитие таких качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, прилежание.
- Третий результат - это эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
- И, наконец, четвертый - это след от ваших с ним взаимоотношений, если вы принимали участие в занятиях. Он может быть также положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилось количество взаимных упреков).
<Хотелось бы мне похвалить своего ребенка, да никаких особых достижений у него нет>, - замечает папа. Но поощрять можно и нужно все стороны деятельности ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное им усилие. Но родители часто нацелены на достижение ребенком внешнего результата: выучился? научился? Но часто гораздо большее значение имеют его старания, ощущения радости от собственной деятельности. Не критикуйте, не исправляйте его, проявите искренний интерес к его деятельности, и вы почувствуете, как увеличится между вами взаимная любовь и принятие, так необходимые вам обоим.
Но и здесь существует один момент, на который хочется обратить внимание. Внешним вознаграждением или похвалой важно не затормозить переживание той внутренней радости, которую испытывает ребенок от проделанной работы. Родительское поощрение должно подкреплять, усиливать внутреннее удовлетворение ребенка, но не замещать его. Особенно часто это прослеживается, когда поощрение или награда носит характер подкупа: хорошо учишься - получай подарок. Так у детей формируются представления о том, что всякое усилие - дело очень неприятное. И родители сами как бы затушевывают в глазах детей радость от хорошо выполняемого дела или смещают оценку той или иной работы к ее результату.
Ребенок что-то делает сам, и делает это с удовольствием:оставим его в покое и не будем ему мешать. Иное дело, если он натолкнулся на серьезную трудность и не может справиться сам. Что делать в таких случаях? Как правильно помогать, не заглушая его естественную активность? Об этом - в следующий раз.
А сейчас в качестве домашнего задания хочу предложить следующее:
- представьте себе круг дел (можно даже составить список), с которыми ребенок может справиться сам, хоть и не всегда на ваш взгляд совершенно;
- выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их исполнение;
- запомните две-три ошибки, которые вам показались особенно досадными, найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них;
- в конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат.
Желаю удачи.
Продолжение следует.